Центр обучения
"Оранжевое солнце"

8 (343) 20-10-220

Интегративная арт-терапия кризисных состояний

Автор: Пермина С.В. (Челябинск)

Профессиональный курс “Интегративная арт-терапия”

Проблема кризисных состояний в современной психологической науке не случайна и актуальна. Она определяется рядом общечеловеческих и специфических факторов, характерных для современного общества. Нестабильность социального существования, потеря привычных жизненных смыслов и ценностей, политическое, экономическое, экологическое неблагополучие – все это является причиной повышения уровня общего напряжения и тревожности, роста интенсивности таких переживаний, как одиночество, страх перед будущим, ненужность, бессмысленность существования. В современной научной литературе, касающейся проблем кризиса и кризисных состояний, нет общих положений, понятий и терминологии. Современные теории кризиса базируются на исследованиях различных реакций на жизненные кризисы: в малой психиатрии Л. Линдеманна (1944), психологических и психофизиологических исследованиях стресса, стадий развития дистресса Г. Селье (1956), концепции восьми жизненных циклов и соответствующих им психосоциальных кризисов Э. Эриксона (1959), концепциях помощи в кризисных ситуациях (Д. Канлан, 1962; П. Левин, 1972).

В целом, обычно выделяют кризисы в больших группах и общественных системах: политические, экономические, национальные (расовые), этнические. Подобными кризисами занимаются политология, конфликтология больших групп, социология. К кризисам в малых социальных группах относят семейные кризисы, кризисы в профессиональных группах и кризисы личности (В.В. Козлов).

Под личностным кризисом мы понимаем особый этап в развитии человека, когда происходит процесс объединения внутренних подсистем материального, социального и духовного Эго в единое целостное пространство. Наступает время переоценки жизненных ценностей и в этом процессе личность начинает переосмысливать свое место в жизни, переходит на более целостный уровень существования. В том случае, когда человек встречается с переживаниями, которые по силе или продолжительности превосходят его психологические регуляторные возможности, возникает кризисное состояние, временная дезинтеграция личности. При этом существует бинарность векторов дезинтеграции: Позитивный вектор, когда кризис является шагом в новое качество, новый уровень целостности.

Негативный вектор дезинтеграции, который сопровождается деструктивными изменениями личности, потерей жизненных сил и энергии, социальных связей.

Специалисты сталкиваются с кризисным состоянием на различных уровнях существования человека: соматическом, нервно-психическом, психологическом (конфликт базовых структур личности), социально-психологическом (нарушение коммуникативных функций и механизмов адаптации к социальной среде).

Непрофессиональное или запоздалое оказание психологической помощи может привести к социальной дезадаптации, нервно-психическим и психосоматическим расстройствам, спровоцировать суицидальное поведение.

Кризисное состояние личности имеет системный характер, включает все уровни жизнедеятельности и в силу этого требует комплексного, интегративного подхода. Психика человека является многоуровневой, открытой и интегрирующей системой, позволяющей объединять в целостные смысловые пространства различные области психической реальности.

Личность является формой проявления психического, имеет фрагментарную структуру, и между фрагментами различных областей и уровней существует конфликтное напряжение. Интеграция на личностном уровне подразумевает осознание конфликтных напряжений между фрагментами и уровнями психики, объединение отдельных фрагментов в целое, систему, новое единство и открытое принятие того, что раньше отвергалось.

Практически все существующие направления психотерапии занимаются оказанием психологической помощи в кризисных ситуациях и при кризисных состояниях. К одному из таких направлений можно отнести активно развивающуюся интегративную арттерапию, использующую различные виды искусства и парадигмы психологии с целью психокоррекции личности и группы. Интегративная арттерапия как современное психотерапевтическое и психокоррекционное направление обладает рядом специфических особенностей и наличием нетрадиционной для психотерапии триады: терапевт – клиент – произведение искусства, что дает возможность переживать болезненные моменты в консультировании менее остро. Искусство рассматривается как метафора и выполняет функцию исцеляющего, обучающего и социализирующего механизма.

Развитие креативности и творческого отношения к жизни, как постоянно присутствующего внутрипсихического потенциала, позволяет быстро восстанавливать ресурсные состояния личности. Арттерапевтические методы воздействия обладают адекватностью по отношению к психической реальности личности, доступностью для понимания, относительной краткосрочностью, простотой и удобством в применении. Специалисты в своей практической работе имеют дело с объектом, который называется психическая реальность индивида или группы, и процесс приведения клиента в сбалансированное состояние — это процесс осознания вытесненного и подавленного материала из разных слоев картографии бессознательного.

Арттерапия, как интегративная психотехнология, обладает потенциальной возможностью активации базовых компонентов подавленного материала, восстанавливает модель целостностей психической реальности (ЦПР). Модель ЦПР состоит из взаимосвязанных между собой компонентов, проявления которых в современной жизни социально табуированы. Такие эмоции, как гнев и страх биологически оправданны и эволюционно полезны. Они подготавливают организм к схватке или бегству, “выжимая” всю возможную энергию из мышц. При этом в кровь выбрасывается адреналин, заставляющий сердце биться быстрее, повышается артериальное давление, учащается дыхание, перераспределяется кровоток. Все для того, чтобы максимально обеспечить мышцы кислородом и питательными веществами для развития максимального мышечного усилия (сильнее ударить или скорее убежать). Этот механизм, генетически передаваемый из поколения в поколение, функционирует одинаково как у животных, так и у человека. В современных условиях социального существования человека эти проявления запрещены. Если двигательная активность подавляется (человек не может избить обидчика, убежать в страхе и т. д.), эндокринный удар принимают на себя сердечно – сосудистая, пищеварительная, мочевыделительная и другие системы. Подавление любого материала сопровождает такой базовый компонент, как актуальное психофизическое состояние, интенсивность нейро-гуморальных процессов, изменения в функционировании внутренних органов. И с этим компонентом тесно связаны рисунок мышечного напряжения и паттерн дыхания. Мышечное напряжение проецирует психологически травматичные ситуации пережитые людьми в процессе жизни. В мышцах, при не отреагированном эмоциональном состояниии образуются участки “застывшего” напряжения — болезненные уплотнения. В зависимости от расположения они могут рефлекторно влиять на внутренние органы, имитируя их расстройства. Этот компонент подавления в итоге и приводит к возникновению так называемых мышечных блоков или, как обозначил Вильгельм Райх, мышечной брони. А. Лоуэн, развив эту идею, сформировал особую классификацию типов характера в зависимости от рисунка хронических мышечных напряжений.

Часто сами потребности человека и способы их удовлетворения являются объектом подавления, особенно те, на проявление которых существуют социальные табу. Многие личностные проблемы, в том числе и психосоматические заболевания, представляют собой проявления внутренних конфликтов между одинаковыми по интенсивности, но разнонаправленными мотивами индивида. Подавляются эмоции высокой интенсивности и способы их проявления, особенно те, которые жестко связаны с мотивационной структурой личности и социальным неодобрением на их проявления. Образный компонент отсутствует или мало выражен в том случае, когда подавление связано с внутренними запретами и переживаниями. Ментальный компонент так же присутствует в любом процессе подавления и вытеснения. Многие психотехнологии обращаются только к ментальному или образному компоненту подавленного материала. Это редко приводит к телесному и эмоциональному отреагированию ситуации, не говоря уже о менее осознаваемых компонентах.

Процесс индивидуальной и групповой коррекции и терапии основанный на интегративных арттерапевтических методах, приводит к позитивным личностным изменениям, появлении новых жизненных ценностей (или изменении их иерархии), уменьшении общей патологической симптоматики.

Применение арттерапевтических методов является эффективным в группах, участники которых переживают кризисные состояния. Использование при работе арттерапевтических методик может служить диагностическим материалом при дифференциальной диагностике кризисных состояний.

Тэги: ,

Обсуждение закрыто.

Похожие материалы