Центр обучения
"Оранжевое солнце"

8 (343) 20-10-220

Интегративная арт-терапия кризисных состояний

Автор: Пермина С.В. (Челябинск)

Профессиональный курс “Интегративная арт-терапия”

Проблема кризисных состояний в современной психологической науке не случайна и актуальна. Она определяется рядом общечеловеческих и специфических факторов, характерных для современного общества.

Нестабильность социального существования, потеря привычных жизненных смыслов и ценностей, политическое, экономическое, экологическое неблагополучие – все это является причиной повышения уровня общего напряжения и тревожности, роста интенсивности таких переживаний, как одиночество, страх перед будущим, ненужность, бессмысленность существования.

В современной научной литературе, касающейся проблем кризиса и кризисных состояний, нет общих положений, понятий и терминологии. Современные теории кризиса базируются на исследованиях различных реакций на жизненные кризисы: в малой психиатрии Л. Линдеманна (1944), психологических и психофизиологических исследованиях стресса, стадий развития дистресса Г. Селье (1956), концепции восьми жизненных циклов и соответствующих им психосоциальных кризисов Э. Эриксона (1959), концепциях помощи в кризисных ситуациях (Д. Канлан, 1962; П. Левин, 1972).

Классификация кризов

В целом, обычно выделяют кризисы в больших группах и общественных системах: политические, экономические, национальные (расовые), этнические. Подобными кризисами занимаются политология, конфликтология больших групп, социология. К кризисам в малых социальных группах относят семейные кризисы, кризисы в профессиональных группах и кризисы личности (В.В. Козлов).

Под личностным кризисом мы понимаем особый этап в развитии человека, когда происходит процесс объединения внутренних подсистем материального, социального и духовного Эго в единое целостное пространство. Наступает время переоценки жизненных ценностей и в этом процессе личность начинает переосмысливать свое место в жизни, переходит на более целостный уровень существования.

В том случае, когда человек встречается с переживаниями, которые по силе или продолжительности превосходят его психологические регуляторные возможности, возникает кризисное состояние, временная дезинтеграция личности. При этом существует бинарность векторов дезинтеграции: Позитивный вектор, когда кризис является шагом в новое качество, новый уровень целостности.

Негативный вектор дезинтеграции, который сопровождается деструктивными изменениями личности, потерей жизненных сил и энергии, социальных связей.

Специалисты сталкиваются с кризисным состоянием на различных уровнях существования человека: соматическом, нервно-психическом, психологическом (конфликт базовых структур личности), социально-психологическом (нарушение коммуникативных функций и механизмов адаптации к социальной среде).

Непрофессиональное или запоздалое оказание психологической помощи может привести к социальной дезадаптации, нервно-психическим и психосоматическим расстройствам, спровоцировать суицидальное поведение.

Кризисное состояние личности имеет системный характер, включает все уровни жизнедеятельности и в силу этого требует комплексного, интегративного подхода. Психика человека является многоуровневой, открытой и интегрирующей системой, позволяющей объединять в целостные смысловые пространства различные области психической реальности.

Личность является формой проявления психического, имеет фрагментарную структуру, и между фрагментами различных областей и уровней существует конфликтное напряжение. Интеграция на личностном уровне подразумевает осознание конфликтных напряжений между фрагментами и уровнями психики, объединение отдельных фрагментов в целое, систему, новое единство и открытое принятие того, что раньше отвергалось.

Практически все существующие направления психотерапии занимаются оказанием психологической помощи в кризисных ситуациях и при кризисных состояниях. К одному из таких направлений можно отнести активно развивающуюся интегративную арттерапию, использующую различные виды искусства и парадигмы психологии с целью психокоррекции личности и группы.

Интегративная арт-терапия как современное психокоррекционное направление

Интегративная арт-терапия как современное психотерапевтическое и психокоррекционное направление обладает рядом специфических особенностей и наличием нетрадиционной для психотерапии триады: терапевт – клиент – произведение искусства, что дает возможность переживать болезненные моменты в консультировании менее остро. Искусство рассматривается как метафора и выполняет функцию исцеляющего, обучающего и социализирующего механизма.

Развитие креативности и творческого отношения к жизни, как постоянно присутствующего внутрипсихического потенциала, позволяет быстро восстанавливать ресурсные состояния личности. Арттерапевтические методы воздействия обладают адекватностью по отношению к психической реальности личности, доступностью для понимания, относительной краткосрочностью, простотой и удобством в применении. Специалисты в своей практической работе имеют дело с объектом, который называется психическая реальность индивида или группы, и процесс приведения клиента в сбалансированное состояние — это процесс осознания вытесненного и подавленного материала из разных слоев картографии бессознательного.

Арт-терапия, как интегративная психотехнология, обладает потенциальной возможностью активации базовых компонентов подавленного материала, восстанавливает модель целостностей психической реальности (ЦПР). Модель ЦПР состоит из взаимосвязанных между собой компонентов, проявления которых в современной жизни социально табуированы.

Такие эмоции, как гнев и страх биологически оправданны и эволюционно полезны. Они подготавливают организм к схватке или бегству, “выжимая” всю возможную энергию из мышц. При этом в кровь выбрасывается адреналин, заставляющий сердце биться быстрее, повышается артериальное давление, учащается дыхание, перераспределяется кровоток. Все для того, чтобы максимально обеспечить мышцы кислородом и питательными веществами для развития максимального мышечного усилия (сильнее ударить или скорее убежать).

Этот механизм, генетически передаваемый из поколения в поколение, функционирует одинаково как у животных, так и у человека. В современных условиях социального существования человека эти проявления запрещены. Если двигательная активность подавляется (человек не может избить обидчика, убежать в страхе и т. д.), эндокринный удар принимают на себя сердечно – сосудистая, пищеварительная, мочевыделительная и другие системы.

Подавление любого материала сопровождает такой базовый компонент, как актуальное психофизическое состояние, интенсивность нейро-гуморальных процессов, изменения в функционировании внутренних органов. И с этим компонентом тесно связаны рисунок мышечного напряжения и паттерн дыхания. Мышечное напряжение проецирует психологически травматичные ситуации пережитые людьми в процессе жизни. В мышцах, при не отреагированном эмоциональном состоянии образуются участки “застывшего” напряжения — болезненные уплотнения.

В зависимости от расположения они могут рефлекторно влиять на внутренние органы, имитируя их расстройства. Этот компонент подавления в итоге и приводит к возникновению так называемых мышечных блоков или, как обозначил Вильгельм Райх, мышечной брони. А. Лоуэн, развив эту идею, сформировал особую классификацию типов характера в зависимости от рисунка хронических мышечных напряжений.

Часто сами потребности человека и способы их удовлетворения являются объектом подавления, особенно те, на проявление которых существуют социальные табу. Многие личностные проблемы, в том числе и психосоматические заболевания, представляют собой проявления внутренних конфликтов между одинаковыми по интенсивности, но разнонаправленными мотивами индивида.

Подавляются эмоции высокой интенсивности и способы их проявления, особенно те, которые жестко связаны с мотивационной структурой личности и социальным неодобрением на их проявления. Образный компонент отсутствует или мало выражен в том случае, когда подавление связано с внутренними запретами и переживаниями.

Ментальный компонент так же присутствует в любом процессе подавления и вытеснения. Многие психотехнологии обращаются только к ментальному или образному компоненту подавленного материала. Это редко приводит к телесному и эмоциональному отреагированию ситуации, не говоря уже о менее осознаваемых компонентах.

Процесс индивидуальной и групповой коррекции и терапии основанный на интегративных арттерапевтических методах, приводит к позитивным личностным изменениям, появлении новых жизненных ценностей (или изменении их иерархии), уменьшении общей патологической симптоматики.

Применение арттерапевтических методов является эффективным в группах, участники которых переживают кризисные состояния. Использование при работе арттерапевтических методик может служить диагностическим материалом при дифференциальной диагностике кризисных состояний.

Тэги: , ,

Обсуждение закрыто.

Похожие материалы