Центр обучения
"Оранжевое солнце"

8 (343) 20-10-220

О цвете

Профессиональный курс “Интегративная арт-терапия”

О ЦВЕТЕ

Жизнь человека находится под влиянием двух важных с точки зрения психологии и физиологии факторов: день и ночь, темнота и свет. Ночь создает условия, которые раньше делали невозможной деятельность человека. То есть человек удалялся в свое жилище, закутывался в шкуры и спал до рассвета. День давал возможность снова стать деятельным. Тогда человек отправлялся на поиски пропитания. Ночь вынуждала его к пассивности и покою. Тело также вступало в фазу отдыха. День создает возможность для деятельности, все функции тела усиливаются; организм настраивается на работу. Свет и темнота, а вместе с тем и краски связаны с днем и ночью, с темной синевой ночного неба и светлой желтизной дневного света. Темно-синий цвет – это цвет покоя и пассивности, светло-желтый цвет – это активность и расцвет.

ФИЗИОЛОГИЯ ЦВЕТА

Эксперименты, при которых от людей требовали, чтобы они рассматривали некоторое время оранжевый цвет показали, что этот цвет производит на нервную систему стимулирующий эффект: повышается давление крови, ускоряется дыхание и сердцебиение. Поэтому красный цвет оказывает возбуждающее действие на вегетативную нервную систему. Опыты с темно-синим цветом показали обратный эффект: падает давление крови, замедляется сердцебиение и дыхание становится медленнее. Итак, темно-синий цвет оказывает “успокаивающее воздействие” на вегетативную нервную систему. Сердцебиение, деятельность легких, пищеварение, все комплексные процессы организма, которые должны осуществляться непрерывно, без осознанного напряжения, регулируются вегетативной нервной системой.

Новорожденный ребенок, начинающий “видеть”, сначала различает контрасты “светло” и “темно”. Потом он учится воспринимать движения, затем он начинает воспринимать образы и формы. Узнавание цвета – это последняя ступень развития.

Четыре основных цвета: синий, зеленый, красный и желтый особенно важны, так как они представляют собой фундаментальные психические потребности: синий – потребность в покое и удовлетворении; зеленый – в самоутверждении; красный – в активности и успехе; желтый – в ожидании и в ориентированном в будущее желании.

Модификация цвета – фиолетовый, коричневый, черный и серый – относятся к другой категории. Если соблюдать точность, то черный и серый вообще не цвета: черный – это отрицание цвета, а серый в тесте абсолютно нейтрален и бесцветен. Фиолетовый цвет – это смесь синего и красного, коричневый смешивается из оранжево-красного и черного и выглядит темной, относительно безжизненной краской.

СЕРЫЙ ЦВЕТ (0)

Серый цвет не является ни цветным, ни светлым, ни темным. Он абсолютно не раздражает и не имеет никакой психической тенденции. Серый цвет – это нейтральность как внутри, так и снаружи, это ни напряжение, ни расслабленность. Серый просто граница; граница как ничейная территория, граница как контур, как разделительная черта, как абстрактное деление, чтобы отделить друг от друга противоположности, “серый – это только территория” в качестве абстракции.

Серый металлический цвет ассоциируется с прогрессом в науке и технике, поэтому его используют при презентации продукции высокой технологии. Лучшим продавцом дорогих роскошных автомобилей является цвет, поскольку он указывает на чудеса инженерии, которые можно обнаружить под капотом.

В сером не хватает тепла, что делает его отстраненным и торжественным. Он наводит на мысль о небоскребах, церквях и кладбищах.

Подобная свобода от эмоциональных стимуляторов придает ему ауру властности и богатства. Серый цвет обязательно присутствует в гардеробе делового человека, например в виде строгого костюма. Возможно, именно по этой причине прокуроры стараются не приходить в залы судебных заседаний в костюмах серого цвета, чтобы не подавлять своим видом присяжных заседателей, набранных из обывателей.

СИНИЙ ЦВЕТ (1)

Темно-синий цвет представляет собой свободный от раздражения покой. При рассмотрении темно-синего наступает вегетативное успокоение. Пульс, кровяное давление, частота дыхания. Организм настраивается на щадящий режим и отдых. Шеллинг в своей “Философии искусства” пользуется исключительно символами синего цвета, говоря: “Тишина – это то своеобразное состояние красоты, что и покой безмятежного моря”. Символически синий цвет соответствует спокойным водам, флегматичному темпераменту, женственности. Синее вкусовое ощущение – это сладость (поэтому сахарные головы, сладости, конфеты упаковывали в синее); чувственное ощущение – это нежность, а ее органом является кожа.

ГОЛУБОЙ

Светлые, или средней насыщенности голубые тона особенно приятны. Почти все наши ассоциации с голубым цветом положительны. Когда мы видим голубой или цвет морской волны, на ум приходит небо и спокойное море. Синий цвет моря внушает лояльность и доверительность. Поэтому голубой идеально подходит для выражения откровенности. Во время предвыборной кампании политики, желая внушить доверие, часто надевают костюмы синего цвета.

ЗЕЛЕНЫЙ ЦВЕТ (2)

Синевато-зеленый цвет – это выражение упорства, твердости, жесткости, и, прежде всего, наступательности по отношению ко всем изменениям. Поэтому он представляет собой постоянство, как в самосознании, в качестве принципа представляющего, оценивающего, так и во всех формах самоутверждения и обладания. Обладание повышает уверенность и в особенности самоуверенность. Но тот, кто избирает зеленый цвет, отличается чаще всего тем, что он обязательно желает провести свои взгляды в жизнь, – часто оправдывая себя тем, что он защищает принципы. При этом он идеализирует себя и поучает других. Тот, кто ставит зеленый цвет на первое место, желает нравиться. Ему необходимо признание и он желает самоутверждаться вопреки сопротивлению.

Поскольку оттенки зеленого дают ощущение чистоты и свежести, они особенно популярны на коробках для косметики. И вообще товары в зеленой упаковке воспринимаются как экологически чистые. Вкусовое ощущение зеленого связано с терпкостью, и неудивительно, что его часто используют для бутылок с вином.

КРАСНЫЙ ЦВЕТ (3)

Красный цвет повышает кровяное давление, учащает пульс и дыхание. Красный цвет – это выражение жизненной силы и высоты вегетативного возбуждения. Поэтому он имеет значение желания и всех форм аппетита. Красный цвет – это стремление добиться влияния, завоевать успех и жадно желать того, что может предоставить интенсивность и полнота жизни. Красный цвет – это импульс, жизненная воля покорить и потенция, начиная от сексуальных инстинктов, вплоть до революционных преобразований. Красный цвет – это импульс к моторному действию, к спорту, к борьбе и к предприимчивости в области производства. Красный цвет – это “ударная сила воли” в противоположность зеленому цвету как “напряжению силы воли”. Красный цвет стремится пронизать, преобразовать и покорить. Красный цвет, в качестве сексуального желания, и синий цвет, как нежное удовлетворение, взаимодополняются и создают эротическую гармонию.

Красный цвет вызывает шок, он целиком захватывает внимание и требует усилий для восприятия. Сосредоточение на красном цвете приводит к повышению пульса и кровяного давления. Никогда не задумывались, почему многие рестораны быстрого питания выкрашены в красный? Этот цвет активирует слюнные железы, что приводит к появлению чувства голода и утомляет глаза, заставляя нас есть больше, а затем быстрее покидать помещение. Красный цвет идеален для привлечения внимания к рекламе и продуктам безопасности, от суповых консервов до огнетушителей.

ЖЕЛТЫЙ ЦВЕТ (4)

Желтый цвет – это самая светлая яркая краска, и поэтому воздействует легко и живо. Так как желтый цвет кажется легче, гораздо тоньше и невесомее, чем красный, то он является стимулирующим. В соответствии с этим он повышает вегетативные функции: кровяное давление, учащает пульс и дыхание аналогично тому, как это делает красный цвет, но неизмеримо лабильнее. Главной чертой желтого является отражающая свет, а поэтому излучающая во все стороны яркость, невесомая веселость. Желтый свет соответствует беспрепятственному распространению, освобождению. Желтый цвет представляет собой освобождение и релаксацию. Психологически освобождение означает освобождение от тяжести, чего-то угнетающего или парализующего.

Исследования установили, что в печатном деле наиболее различимой комбинацией является черный шрифт на желтом фоне и именно такое сочетание наилучшим образом удерживается в памяти. Неудивительно, что этот цвет используется для предостерегающих дорожных знаков и юридических бумаг.

ОРАНЖЕВЫЙ

Этот цвет способствует увеличению притока кислорода в наш мозг, усиливает творческую активность. Оранжевый цвет образован при смешении красного с желтым, поэтому в нем присутствуют качества обоих цветов. Он обладает энергией и жизненной силой красного и, как и желтый, создаст ощущение счастья. Оранжевый понуждает к спонтанности и удовольствиям.

Ярко-оранжевый чрезвычайно сильно привлекает внимание, поэтому его предпочитают строительные рабочие и дорожные полицейские в качестве предупреждающего цвета. Его охотно используют в магазинах для объявлений о распродажах, так как он отождествляется с хорошим качеством.

Ярко-оранжевый используется в быту нечасто. Дизайнеры интерьеров советуют применять его как знаки препинания, то есть выборочно. Если его использовать с умом, оранжевый может создавать впечатление неожиданности и шика, как бы согревая комнату огнем камина.

Оранжевый эффективно используется в рекламе, в упаковке, поскольку обладает способностью притягивать внимание. Сочный оранжевый цвет заявляет о свежести, что делает его предпочтительным при убранстве столов.

ФИОЛЕТОВЫЙ ЦВЕТ (5)

Фиолетовый цвет – это смесь красного и синего. Фиолетовый цвет пытается создать единый сплав из противоположностей, то есть из красного цвета, как у импульсивного покорителя, и синего цвета, как нежной самоотверженности; а потому – это выражение идентификации. Такая идентификация – это, деликатное прочувствование, которое становится единственно возможной эмоцией, так что все, что я думаю и хочу, должно соответствовать действительности. Эта власть называется волшебством, магией, и как раз это и является значением фиолетового. Тот, кто отдает предпочтение фиолетовому цвету, тот хотел бы магических взаимоотношений. Он желает быть околдованным, но он хотел бы и сам обладать колдовской силой и внушительным шармом, так как в магической идентификации уничтожается противоположность между субъектом и объектом. Фиолетовый цвет – это может быть идентификация как эротическое слияние, или как интуитивно-чувственное понимание. Но он может означать просто единство, как недифференцированность и нерешенность Так, тестирование 1600 школьников, не достигших периода полового созревания, показало, что 75% отдали предпочтение фиолетовому цвету. Статистика результатов тестирования 1000 иранцев, негров из Танганьики и Гао и индейцев из центральной Бразилии выявляет заметное предпочтение фиолетовому цвету. Действие гормонов также, очевидно, ведет к предпочтению фиолетового, как показали исследования, проведенные среди женщин в период беременности, как показали тесты при функциональных расстройствах щитовидной железы, и как показали опыты с выбором цветов у гомосексуалистов.

КОРИЧНЕВЫЙ ЦВЕТ (6)

Коричневый цвет – это затемненный желто-красный. Импульсивная жизненная сила красного цвета в коричневом затемнена, приглушена, успокоена или “сломлена”, как сказал бы художник. Коричневый обладает экспансивно действующим импульсом, которому не хватает активной жизненной силы красного. Живость не действует более активно, а воспринимается пассивно. Коричневый цвет представляет собой живое чувственное восприятие. Поэтому положение коричневого цвета дает представление об отношении к жизненным физическим ощущениям. Если коричневый цвет стоит в положении индифферентности, на пятом, шестом или седьмом месте, то жизненное восприятие тела “уничтожено”, так как здоровое и удовлетворенное тело не ощущают. Но если он стоит в первой половине ряда или даже на первых двух местах, то в наличии имеется повышенная потребность в отдыхе, создаваемом уютом и чувственным умиротворением. Коричневый цвет предпочитают тогда, когда он соответствует беспроблемному, бесконфликтному уюту.

Людей, предпочитающих коричневый, воспринимают как надежных, искренних и работящих. Это мнение уходит корнями в далекие исторические времена, когда яркие цвета предназначались исключительно для королевских семей и богачей, тогда как коричневый цвет был отдан крестьянам; коричневый цвет объединял “униженных и оскорбленных”.

ЧЕРНЫЙ ЦВЕТ (7)

Черный цвет – это самый темный цвет. В черном завершается концентрическое направление темных цветов вплоть до окончательной точки. Черный – это абсолютная граница, где кончается жизнь. Поэтому черный цвет выражает идею “ничего”. Черный – это отрицание по отношению к утверждению, которое достигает своей наивысшей точки в белом как в абсолютной свободе (отсюда – безупречность). Знамена анархистов и нигилистических союзов были черными. Черный цвет передает накопление, оборону и вытеснение воздействий раздражителей. Поэтому черный цвет означает отказ.

Охранники, телохранители и спецагенты предпочитают униформу черного цвета. Дорогие лимузины и правительственные автомобили обычно черного цвета, это призвано внушить, что находящиеся в машине – важные персоны.

Недавний статистический анализ игр в американском футболе выявил интересную закономерность: судьи чаще наказывают команду, выступающую в форме черного цвета, поскольку ее игроки кажутся судьям более агрессивными.

БЕЛЫЙ

Белый цвет ассоциируется с чистотой, невинностью, добродетельностью и верностью. Неудивительно, что он популярен на свадьбах.

В былые времена белые одеяния свидетельствовали о богатстве. До появления стиральных машин только состоятельные люди могли себе позволить одежду белого цвета. Подразумевалось, что человек в одежде белого цвета имеет высокое социальное положение – ему не приходится заниматься грязным ручным трудом.

Медицинские приборы чаще всего имеют белый цвет, так, видимо, акцентируется стерильность и чистота, присущая учреждениям здравоохранения.

Тэги: ,

Обсуждение закрыто.

Похожие материалы