Центр обучения
"Оранжевое солнце"

8 (343) 20-10-220

Работа с эмоциями в процессе танцевально-двигательной терапии

Профессиональный курс “Танцевально-двигательная терапия”

В танцевально-двигательной терапии (ТДТ), как и во многих других направлениях психотерапии, большое внимание уделяется эмоциональным переживаниям и чувствам человека. ТДТ основана на убеждении, что существуют взаимоотношения между движением и эмоцией. В теле есть мышечная память, которая тесным образом связана с чувствами, которые мы когда-либо переживали в определенных ситуациях. Когда мы начинаем двигаться, то телесные движения естественным образом вызывают воспоминания о ситуациях, снах, образах и связанные с ними эмоции. “Движение само по себе изменяет ощущение. Эти изменяющиеся физические ощущения часто обостряются в танце. Они обеспечивают тот базис, на котором возникают и выражаются чувства. То, что находилось на превербальном и бессознательном уровне, часто кристаллизуется в непосредственное чувство и личностное переживание”.

Постепенно развивается связь между физическим действием и внутренним эмоциональным состоянием человека. Эмоции могут быть вызваны разными способами: реальной или воображаемой ситуацией, восприятием эмоционального состояния другого человека, работой с двигательными паттернами, ассоциирующимися с определенными эмоциями. Например, чтобы поработать с гневом, танце-двигательный терапевт может предложить свернуть руки в кулак, крепко их сжать и потрясти ими перед другим человеком.

Танцевально-двигательная терапия (ТДТ) имеет возможность работать с сильными эмоциями, поскольку движение одновременно с физическим контактом и интенсивным межличностным взаимодействием способно порождать чрезвычайно сильные эмоции. Именно через движение, например, толкание, давление, размахивание, можно дать выход и трансформировать сильные эмоции, которые с помощью слов не могли быть выражены.

Использование движения, танца и вокализации дает возможность исследовать эмоциональные переживания, корни которых находятся в раннем, превербальном детстве. Тем самым эмоции получают свое телесное воплощение и обретают танцевально-двигательную форму. По мере того, как человек все глубже исследует в выразительном и символическом движении свои личностные темы, он начинает лучше осознавать свои подавленные чувства и приходит к пониманию того, как связанны эти эмоциональные переживания с его двигательными паттернами. “Начав работу с мышечными паттернами, которые соотносятся с эмоциями, человек испытывает (через мускулатуру) чувства, обостренные, ставшие осознанными в движении, а затем признанные или проясненные на когнитивном уровне”.

А. Старк выделяет два способа развития эмоционального осознания. Первый – обучение правильному ярлыку или слову, которое соответствует данному эмоциональному состоянию. Второй способ – это развитие способности узнавать и интерпретировать моторные действия других людей.

В процессе танцевально-двигательной терапии постепенно начинают сокращаться временные интервалы между возникновением переживания, его осознанием и выражением – происходит интеграция чувств, мыслей и действий. Развивается способность полностью проживать различные эмоциональные состояния: возникающие “здесь и сейчас” чувства переживаются, осознаются и получают точное выражение в танце.

Т. Шуп рассматривала танце-терапевтический процесс как процедуру, которая инициирует “полное выражение чувств”. Этот процесс в своем развитии проходит 3 отдельные и последовательные стадии.

1. Нахождение подходящих двигательных средств, с помощью которых пациент сможет привнести свои забытые или скрываемые чувства в свое осознание.

2. Выражение найденного материала в аутентичном движении пациента до тех пор, пока, в конечном итоге, он сможет принять существование этой части своего бытия.

3. Взятие ответственности за предъявление своих субъективных, свободнотекущих чувств в объективной ясной танцевальной форме.

Танцевально-двигательная терапия позволяет человеку целостно исследовать значимые эмоции и чувства. В результате танце-двигательной терапии происходит интеграция различных аспектов эмоционального опыта (когнитивного, аффективного, поведенческого – двигательного), что способствует эмоциональному росту личности.

Тэги: ,

Обсуждение закрыто.

Похожие материалы