Центр обучения
"Оранжевое солнце"

8 (343) 20-10-220

Современная арттерапия. Интегративный подход.

Автор: Пермина С.В. (Челябинск)

Профессиональный курс “Интегративная арт-терапия”

С давних времен люди использовали разные виды искусства для лечения души и тела. Они задумывались над тайнами влияния живописи, театра, движений, музыки, пытаясь определить их роль в восстановлении функций организма и формировании духовного мира личности.

В наши дни арттерапия (терапия различными видами искусства) является одним из самых востребованных направлений психотерапии. Популярность арттерапевтических методов обусловлена их высокой эффективностью, широтой применения и относительной краткосрочностью.

Арттерапия как современное психотерапевтическое и психокоррекционное направление обладает рядом специфических особенностей. Она позволяет использовать метафору как исцеляющий, обучающий и социализирующий механизм; способствует развитию креативности, как постоянно присутствующего внутрипсихического ресурса личности; обладает нетрадиционной для психотерапии триадой: терапевт – клиент – произведение искусства, что дает возможность переживать болезненные моменты в консультировании менее остро.

 

Выделяют три группы подходов в современной арттерапии:

 

1) Клиническая арттерапия используется в медицине как вспомогательная терапия, наряду с лекарственной, хорошо подходит для пациентов с трудностями в коммуникациях. Арттерапии реабилитационного характера принадлежит особая роль: она ориентируется на потребности людей и их творческие возможности, задает определенные пространственно-временные параметры для психической поддержки и внутренней перестройки человека. В процессе такой работы специалист и пациент фокусируются не на симптомах, а на здоровых элементах личности пациента. В этом арттерапия реабилитационного характера отличается от других форм этого направления, делающих основной акцент на разрешении проблем.

2) Арттерапия для людей с психологическими проблемами ориентирована на решение конкретных жизненных трудностей. Применение арттерапевтических методов может служить диагностическим материалом при дифференциальной диагностике кризисных состояний.

3) Арттерапия для личного развития и самосовершенствования людей, которые не страдают от проблем, но хотят чего-то большего в своей жизни. В данном случае творчество становится способом узнавания себя, возможностью найти новые пути самовыражения и взаимодействия с социальным окружением.

Практические методы арттерапевтической работы с использованием интегративного подхода включают в себя широкий спектр психологических техник, общим для которых является использование личностного ресурсного потенциала.

Продукт творчества (рисунок, коллаж, поделка, и т.д.) отражает личностные особенности и поведенческие модели человека, а также особенности партнерских и общественных взаимоотношений.

Выбор художественных материалов указывает на области конфликтов и степень готовности к эмоциональному самовыражению. Свойства материалов могут быть метафорами, обозначающими разные потребности личности. Те, кто использует преимущественно «жесткие» материалы, часто стремятся сохранять высокую степень контроля над переживаниями и процессом создания образов; они выбирают бумагу меньшего формата и стремятся к высокой точности изображения.

У простого карандаша отсутствует хроматическая составляющая, существенная для выражения эмоций. Если человек, несмотря на богатый выбор других материалов, часто выбирает простой карандаш, это может означать, что существует внутреннее препятствие для его эмоционального самовыражения, а также желание более сильного контроля над ситуацией. Вместе с тем, простой карандаш оставляет и большие возможности для детализированных изображений с тонкой структурой. При использовании шариковых ручек рисунок напоминает карандашный, но имеет несколько механический вид. Кроме того, он не допускает исправлений. Шариковые ручки вряд ли подойдут тревожным, сомневающимся, неуверенным в своих силах людям. Уголь очень мягок и рыхл, при рисовании линии размазываются. Все, что не нравится на рисунке, можно легко смахнуть тряпкой. Это свойство материала можно использовать в работе с людьми с высоким самоконтролем.

Гуашь, темпера, пальчиковые и клейстерные краски позволяют преодолеть повышенный контроль над чувствами и страх самораскрытия. Возможность свободно пачкаться позволяет регрессировать и удовлетворять свои скрытые фантазии без страха и чувства вины. Во время рисования руками, пальцами происходит прямой контакт с материалом. Работа такого рода способствует раскрепощению и достижению более свободного выражения эмоций. Акварель и пастель подходят для выражения текучести и динамичности внутренних процессов. Объемные материалы – пластилин и глина допускают возможность исправлений, подчеркивая изменчивость и возможность корректировки или трансформации. Работа с пластическими материалами позволяет достичь большей спонтанности, преодолеть сопротивление, ощутить свое право на ошибку и возможность ее исправления. Процесс индивидуальной и групповой коррекции основанный на интегративных арттерапевтических методах включает в себя специфические техники связного дыхания, направленные визуализации, работу с музыкой, элементы танцевально – двигательной терапии.

Связь между дыханием и психикой известна с древнейших времен. Во многих культурах практики самопознания и духовного просветления были связаны с необычными состояниями сознания, вызываемыми связным дыханием. Наиболее физиологичным, целенаправленным и осознанным способом достижения измененных состояний сознания является процесс контролируемого связного дыхания. Он имеет потенциальную возможность индукции ресурсных состояний и помогает полнее реализовать творческий потенциал, способствует эмоциональному и чувственному раскрытию личности. Техники направленных визуализаций (внутренних путешествий) являются своеобразной «точкой входа» в бессознательное и определяют характер материала, «всплывающего» из подсознания, помогая восстановить компоненты подавленных целостностей – эмоциональный, ментальный, образный.

Музыка также является методом воздействия на интеллектуальную, духовную, социальную и физическую сферы человека. Существует прямая взаимосвязь музыки с эмоциями, чувствами и переживаниями. Бессознательные образы памяти, которые иногда невозможно отрефлексировать до конца, вступая в резонанс с музыкой, усиливаются и тем самым становятся доступными для осознания. Восприятие музыки, глубина и яркость переживаний зависит от эмоциональных качеств человека. Содержательные аспекты переживания, ассоциированные с музыкой, могут отражать явления, события и ситуации жизни и иметь особую значимость для субъекта. Эмоциональное переживание музыки неразрывно связано со стержневыми особенностями личности, ее культурным потенциалом, направленностью, мотивационной сферой, мировоззрением, ценностными ориентациями и пр.

В интегративной модели арттерапии танец и движение используются как метафора, позволяющая структурировать и трансформировать внутренний мир человека. Основной целью танца и высвобождения движения является процесс личностной интеграции и роста. Интеграция в данном случае означает уменьшение конфликтности и увеличение целостности сознания. Она выражается также в положительном влиянии на процессы социально-психологической адаптации за счет понимания собственной ценности, принятия других и повышения уровня эмоционального комфорта. Танец – это способ раскрепощения личности не только в эмоциях и чувствах. Свобода в движении – это свобода в мышлении, спонтанность в поведении, гибкость в эмоциональном реагировании.

Арттерапевтические методы воздействия на личность в силу их специфических особенностей и интегративного подхода дают возможность оказать максимальную по глубине воздействия и минимальную по степени вмешательства психологическую помощь индивиду и группе.

Процесс индивидуальной и групповой коррекции и терапии основанный на арттерапевтических методах, приводит к позитивным личностным изменениям, уменьшению общей патологической симптоматики, росту целостности личности, формированию новых ценностных ориентиров в жизни.

Тэги: , ,

Обсуждение закрыто.

Похожие материалы