Арт-терапия детей и подростков
В психологической работе с детьми важно использовать эффективные и гибкие формы психотерапевтической работы. Арт-терапия предоставляет ребенку возможность проигрывать, переживать, осознавать конфликтную ситуацию, какую-либо проблему наиболее удобным для психики ребенка способом.
Именно поэтому арт-терапия методики, которой позволяют погружаться в проблему настолько, насколько ребенок готов к ее переживанию, дает качественный результат. Рисуя, ребенок может дать выход своим чувствам, желаниям, мечтам, перестраивает свои отношения в различных ситуациях.
Рисование выступает как способ постижения своих возможностей и окружающей действительности, как способ моделирования взаимоотношений и выражения различного рода эмоций, в том числе и отрицательных, негативных. Поэтому рисование широко используют для снятия психического напряжения, стрессовых состояний, при коррекции неврозов, страхов.
Метафорический смысл терапии творчеством – достижение внутренней гармонии
Личности, раскрытие в ребенке Внутреннего Созидателя.
Таким образом, применение в психологической практике приемов и методов арт-терапии позволяет уйти с позиции «Всезнающего Взрослого» и вовлечь детей в процесс со-творчества, постижения своих возможностей, скрытых талантов и ресурсов.
Арт-терапия методики в психологической практике детского психолога
Методы арт терапии помогают:
- Дать социально приемлемый выход агрессивности и другим негативным чувствам. Работа над рисунками, картинами является безопасным для ребенка способом выпустить “пар” и разрядить напряжение.
- Облегчить процесс коррекции. Неосознаваемые внутренние конфликты и переживания часто бывает легче выразить с помощью зрительных образов, чем высказать их в процессе вербальной коррекции. Невербальное общение легче ускользает от “цензуры” сознания.
- Получить материал для интерпретации и диагностических заключений. Содержание и стиль художественных работ дают возможность получить информацию о ребенке, который может помогать в интерпретации своих произведений.
- Наладить отношения между психологом и ребенком. Совместное участие в художественной деятельности может способствовать созданию отношений эмпатии и взаимного принятия.
- Развить чувство внутреннего контроля. Работа над рисунками, картинами предусматривают упорядочивание цвета и форм.
- Сконцентрировать внимание на ощущениях и чувствах. Занятия изобразительным искусством создают богатые возможности для экспериментирования с кинестетическими и зрительными ощущениями и развития способности к их восприятию.
- Развить художественные способности и повысить самооценку. Побочным продуктом арт-терапии является чувство удовлетворения, которое возникает в результате выявления скрытых талантов и их развития.
Методики арт терапии можно эффективно применять для работы с разнообразной психологической проблематикой, в терапевтических и развивающих целях. Он не имеет возрастных ограничений и может использоваться в работе с детьми, начиная с 2-х лет.
Арт-терапия широко используется при коррекции:
- психологических травм,
- детских страхов,
- при сопровождении детей с гипердинамическим синдромом,
- с расстройствами аутистического спектра,
- повышенной тревожностью, нарушениями общения,
- сниженной самооценкой,
- для смягчения протекания возрастных кризисов,
- с задержкой речевого развития у детей раннего возраста,
- с задержкой психического развития у детей дошкольного и школьного возраста.
Цель программы – формирование базовых навыков и практическое освоение эффективных техник арт-терапевтической работы с детьми и подростками.
Семинары рассчитаны на широкий круг специалистов, работающих с детьми:
- детских психологов,
- логопедов,
- дефектологов,
- воспитателей и методистов дошкольных учреждений и детских развивающих центров,
- педагогов школ и учреждений дополнительного образования,
- социальных работников,
- а также заинтересованных родителей.
Формы работы: мини-лекции, практическая работа в группах, изучение авторских методик и упражнений, разбор клиентских случаев, просмотр мультимедийных презентаций, фото- и видео-материалов.
Каждая техника подробно описывается ведущим и “проживается” участниками в парах и мини-группах, после чего происходит обратная связь по пройденному материалу.
Программа: Арт-терапия детей и подростков
Модуль 1. Специфика арт-терапевтической работы с детьми и подростками
- Определение метода, базовые принципы арт-терапии
- Особенности применения метода с учетом возрастных особенностей ребенка.
- Подбор терапевтических средств в зависимости от возраста детей и характера нарушений.
- «Азбука» детского арт-терапевта: этические нормы, правила работы, техника безопасности, требования к специалисту
- Диагностические возможности арт-терапии эмоциональных и поведенческих нарушений у детей и подростков.
- Отработка арт-терапевтических навыков, связанных с интерпретацией рисунков.
- Терапевтическая работа
- Обзор направлений и техник в арт-терапии:
- изотерапия (рисование акварелью, гуашью, карандашами, восковыми мелками, пастелью, пальчиковыми красками, раскрашивание фрактальных матриц);
- коллажи (вырезание и наклеивание картинок из журналов, газет, фотографий, создание инсталляций из природных материалов, «мусорные скульптуры»);
- лепка (глина, пластилин, соленое тесто);
- игротерапия;
- куклотерапия (создание кукол из ткани, фольги, природных материалов, ниток и т.д.);
- маскотерапия ;
- гримотерапия;
- -фототерапия;
- -работа с песком (использование групповых и индивидуальных песочниц, цветного песка, кинетического песка)
- -эбру-терапия (техника рисования на воде);
- -другие, авторские техники с использованием различного материала.
Модуль 2 Развивающие возможности метода арт-терапии
Задачи, приемы и особенности работы с детьми с помощью арт-терапии.
- Способы снижения эмоционального напряжения,
- развитие сенсомоторных навыков,
- повышение самооценки,
- способности к самостоятельному принятию решений и проявлению инициативы, способствующих более успешной адаптации к коллективу.
- Психологическая коррекция страхов и тревожности у детей и подростков.
- Техники работы:
- Развитие мелкой моторики и функциональности рук. Работа с неструктурированными материалами. Игры с песком (индивидуальная и групповая песочницы, цветной песок, кинетический песок) – краткий обзор
- Работа с пластилином, тестом, объёмные материалы, аппликация;
- изготовление оберегов, кукол
- Эбру (восточная практика рисования на воде)
Техники могут меняться или варьировать
Модуль 3 Индивидуальное и семейное консультирование с применением арт-терапии
- Работа с кризисными состояниями, переживанием потери.
- Стабилизация и гармонизация психоэмоционального состояния, активизация ресурса.
- Стратегии и техники работы с тревожными, агрессивными детьми.
- Арт-терапия в комплексной реабилитации детей и подростков с ограниченными возможностями (дети с гипердинамическим синдромом, расстройствами аутичного спектра, задержкой, речевого и психического развития).
- Возможности использования арт-терапевтических методов при работе с детско-родительскими отношениями. Организация детско-родительских групп.
Модуль 4 Интегративные арт-терапевтические практики в работе с детьми и подростками
- Телесно-ориентированная терапия (упражнения, направленные на принятие образа тела, интеграцию, формирование телесных границ, дыхательные практики)
- Фототерапия (работа с личными фотографиями, семейным фотоальбомом, создание фотопортретов, «фотокросс»)
- Драмма-терапия
- Работа с гримом, бодиарт.
- Ритуальные процессы в детской арт-терапии (создание оберегов, народных кукол).
- Традиционная и инновационная художественная практика (видеоарт, мультипликация, инсталляция, перформанс).
- Возможности практического применения метода на базе детского образовательного учреждения, детского развивающего центра, в индивидуальной практике.
- Особенности организации различных форм работы – арт-студий, студийных и тематических групп, творческих интенсивов, коррекционно-развивающих занятий, детско-родительских групп.
После прохождения всего курса Программа повышения квалификации ИПКиПМАПН «Арт-терапия детей и подростков» участникам выдаются следующие документы:
1. При наличии базового образования – Удостоверение о повышении квалификации на 96 часов. 2.Если базового образования нет- удостоверение участника о прохождении курса на 96 часов. Режим проведения занятий: Пт. с 18:30 до 21:00, сб. и вс. с 10:00 до 17:00, перерыв на обед 1 час.
Стоимость семинара
6700 руб.при оплате за месяц до начала семинара
7700 руб. при оплате за 2 недели до начала семинара
8700 руб. при оплате позднее чем за 2 недели до начала семинара
Скидки:
При одновременной оплате всей программы скидка 20% – 27840 рублей (выгода 6960 рублей).
При оплате 2-х учебных программ центра скидка 30%:
стоимость одного семинара – 6090 рублей (выгода 2610 рублей);
стоимость всей программы – 24360 рублей (выгода 10440 рублей).
Внимание!!! Скидки могут меняться в зависимости от набора группы. Следите за информацией на сайте!
Место проведения Екатеринбург, Ул. Циолковского,29 центр “Растем вместе” вход с торца здания (на углу находится Стоматология “Дент”). Станция метро “Чкаловская”
Район Южного Автовокзала
Если место проведения будет меняться, Вам сообщат дополнительно.
Записаться на программу Вы можете прямо на сайте или по тел. +7(343) 20-10-220.
Психологический центр обучения Оранжевое солнце
спасибо за организацию
Добрый день!
Скажите,пожалуйста,можно пройти весь курс Арт-терапии у вас летом
Если да,по какой цене и в какое время Я буду обсуждать тогда этот вопрос с руководителем Детского Центра у себя в МосквеСпасибо!
Посетила первый модуль, хороший преподаватель. Но это не обучающий семинар, а психологический тренинг с элементами обучения. Всё что написано в программе на сайте в большей степени не совпадает с действительностью. Всё очень красиво написали на сайте, а знаний дали мало, больше тренинговый процесс, который в принципе больше подходит для личной психотерапии, а не для обучающего семинара. Очень разочарована, были другие ожидания. Зачем писать в программе то, чего на самом деле нет. Здесь уже в большей степени вопрос к организаторам. Слишком дорогая стоимость для тренинга. Это не семинар!!!!!
В ответ автору Нина.
Нина, спасибо за замечания они позволят сделать наш курс более эффективным для специалистов.
Хочу прокомментировать факты указанные в Вашем отзыве:
В первой части Вашего отзыва я вижу Вашу личное представление о разнице между тренингом и обучающим семинаром.
Вы так же пишите: “Зачем писать в программе то, чего на самом деле нет”.
По факту, на сайте обзор основных техник, которые будут изучаться в течении всего курса (5 семинаров).
“Будут техники, которые не заявлены на семинаре, но указанные будут в программе обязательно”.
Вероятно, Вы подумали, что это будет всё в 1 модуле, но с точки зрения психологической и физиологической безопасности – это невозможно. Мы исправили информацию.
Я понимаю, что более продвинутых специалистов может раздражать работа с переживаниями и эмоциями участников группы. Арт-терапию часто воспринимают, как лёгкий и поверхностный метод. Но даже в арт-терапии часто происходит глубинное проникновение в бессознательное. На семинарах преподаватель говорит о другом – необходимости осторожности и обязательной терапевтической работы. Такие моменты есть на каждом учебном семинаре, каждый день, не зависимо от уровня тренера и программы. На учебных семинарах техники отрабатывают участники на себе и видят на примере группы и конкретного случая, что может произойти с человеком и как с эти работать, как работать с группой.
Наш тренерский состав считает необходимым показать пример работы и научить специалистов тонкостям терапии.
Есть участники, которым нужен просто набор техник и быстро показать, как они делаются. Если искали именно такой вариант – наш курс вам не подойдет. Это можно прочитать в книгах и интернете. Мы отрабатываем практику в первую очередь, а не выпускаем специалистов с бумажкой, которые боятся подходить к клиенту.
Каждый участник семинара в праве принять решение остается на данном семинаре или нет, и в конце первого дня забрать деньги.
Мне очень важно что Вы написали. Спасибо!!!
Прошла обучение на 1 модуле детской Арт – терапии. Получила много практических знаний, совместно с отработкой в личном опыте. Все техники были сделаны в процессе работы терапевтической группы. Прожиты процессы, которые протекают в данных техниках. Это очень ценный вклад в свою “копилку” .
После семинара стала активно применять техники “Каракули Винниконта “, морание, выдувание тушью через трубочку. Потрясающие результаты у клиентов, как у детей так и взрослых!
Спасибо преподавателю семинара Анжеле и организаторам программы. А так же Елене Абрамовой за ценную информацию, которую она выкладывает в группе .
Рекомендую, всем интересующимся направлением Арт – терапии поучиться у хороших преподавателей на следующих модулях.