Интегративный подход в арт-терапии был создан с целью объединения нескольких терапевтических методик для наиболее видимого эффекта у ребёнка.
Уже в давние времена люди лечили как душу, так и тело, музыкой или танцами, чтением и даже рисованием. Учёные пытались постичь тайны – как влияет живопись, театр, движения и музыка на организм? Возможно ли посредством их восстановить повреждённые личностные функции?
Подходы арт-терапии
Арт-терапия является одним из направлений психотерапии, причём достаточно популярным, ведь лечение клиентов проводится при помощи использования различных творческих методик. Они являются эффективными, широко распространёнными, а главное – не имеют возрастных ограничений и противопоказаний.
На данный момент арт-терапия считается психотерапевтическим и психокоррекционным направлением, которому присущи некоторые специфические особенности. Дело в том, что при проведении терапии возможно использование метафор как отдельных исцеляющих, обучающих и социализирующих механизмов; кроме того, она позволяет развивать креативность, как один из личностных ресурсов; базируется на нетрадиционной триаде: специалист – клиент – произведение искусства, что позволяет проживать тревожащие и болезненные моменты не так остро.
Всего в арт-терапии существует три подхода:
1) Клинический, который применяется в медицинской сфере и является скорее вспомогательной методикой, поскольку применяется совместно с медикаментозным лечением. Такой подход отлично подходит для клиентов, у которых наблюдаются коммуникативные сложности.
Арт-терапия реабилитационного типа очень важна для психиатрии: она позволяет учитывать потребности клиентов и их способности к творчеству, позволяет сформировать определённые пространственно-временные рамки для оказания психической поддержки и изменений внутри человека. Во время терапевтического процесса ориентация происходит не на симптомы, а на здоровые личностные аспекты. То есть основной целью данного подхода выступает в первую очередь разрешение проблем.
2) Арт-терапия, ориентированная на разрешение определённых жизненных трудностей у людей, у которых наблюдаются психологические проблемы. Кроме того, данный метод может применяться для проведения диагностики наличия кризисных состояний.
3) Арт-терапия, нацеленная на личностное развитие и совершенствование личности, у которых не имеется психологических проблем, но которые желают достичь большего в жизни. Творческие процессы в данном случае выступают инструментом, который позволяет узнать себя и свои возможности, попробовать свои силы в чём-то новом, найти пути взаимодействия с окружающими.
Интегративный подход предполагает применение практических методов арт-терапии и различных психологических техник, направленных на раскрытие и использование потенциальных ресурсов личности.
Материалы и о чём они говорят
Во время сеансов арт-терапии клиент создаёт различные творческие продукты – картины и песни, стихи и коллажи, поделки и пр. Они – это отражение его личностных особенностей и особенностей поведения, которые также включают в себя то, как человек ведёт себя в партнёрских и общественных отношениях.
При выборе художественных материалов человек в первую очередь старается интуитивно выбрать то, что расскажет о его конфликте и расскажет о том, готов ли этот человек раскрыться эмоционально. Свойства выбранных материалов говорят о том, что требуется клиенту.
Так, например, любители «жёстких» материалов любят контролировать степень своих переживаний и процесс создания произведений; они могут выбирать небольшие по формату листы бумаги, но стараются добиться максимальной детальности картины.
Простой карандаш – это инструмент, позволяющий понять, что клиент пока не готов к эмоциональному самовыражению и стремится его избежать. Он закрыт и пытается контролировать ситуацию.
Выбор шариковой ручки говорит о том, что человек уверен в своих силах, ему несвойственна тревожность – потому, что наброски ручкой исправить нельзя, а значит, человек точно знает, что он нарисует.
Угль, как предмет для создания изображений, выбирают мягкие, податливые люди, поскольку такие рисунки легко править, а сам уголь легко ломается, крошится и разламывается. При этом все вышеперечисленные свойства говорят и о том, что у человека высокий уровень самоконтроля – он готов раз за разом править рисунок, чтобы добиться нужного результата.
Использование красок различных форматов говорит о том, что человек готов раскрыться и стремится к преодолению повышенного контроля над чувствами. Отсутствие боязни испачкаться говорит о лёгком настрое, готовности воплощать свои фантазии и открытости на разговор.
Работа с объёмными материалами – пластилином и глиной – говорит о том, что человек, их использующий, готов переделывать свои работы, что говорит о его изменчивом характере, разрешении себе допускать ошибки и исправлять их.
Интегративная коррекция
Арт-терапевтическая коррекция может проводиться как в индивидуальном, так и в групповом формате. В интегративной коррекции суть восстановления личности заключается в освоении дыхательных методик, направленных визуализаций, музыкальных и танцевальных занятий.
Дыхание и психика тесно связаны между собой. В терапии используется так называемое связное дыхание, где специалист подсказывает клиенту, с какой глубиной и частотой необходимо дышать.
Направленная визуализация позволяет ближе подобраться к своему бессознательному и узнать подробнее о скрытых внутри проблемах – эмоциональных или ментальных, образных.
Музыка даёт возможности человеку проживать различные эмоции, связанные с музыкальными мотивами, которые бы ассоциировались с различными периодами его жизни, чувствами, травмами и пр. Таким образом происходит проработка того, что беспокоит клиента.
Танцы позволяют метафорически передать состояние внутреннего мира человека, высвободить его скрытые чувства и переживания. Кроме того, они положительно влияют на духовное и психическое освобождение.
Интегративный подход в арт-терапии применяется с учётом специфических личностных особенностей и даёт прекрасный эффект в ходе коррекции. Таким образом человек получает возможность получить помощь специалистов при минимальному их вмешательстве в его психику.
Психологический центр обучения Оранжевое солнце
Добавить комментарий