Нейропсихология чтения

Нейропсихология чтения рассматривает деятельность мозговых структур и возникающие в них дисфункции. Соответственно, целью нейропсихологии является коррекция и устранение поражений.

Чтение относят к сложным психофизиологическим процессам. Возможность читать означает, что вышеназванные структуры достигли необходимого уровня зрелости и у человека завершилось формирование определённых когнитивных предпосылок.

Для освоения навыка чтение детям необходимо иметь интеллектуальную работоспособность. Она заключается в хорошем уровне нейродинамики (подкорковых структур). Быстрая утомляемость ребёнка ведёт к затруднениям – ему трудно освоить процессы чтения, и впоследствии данный вид деятельности не вызывает положительных эмоций.

Конечно, стоит упомянуть и о роли слуха – он также должен быть хорошим, т.к. нарушения работы слухового аппарата также ведут к проблемам с чтением. Детям необходимо уметь дифференцировать совокупности звуков – обладать отличным фонематическим слухом. За их восприятие и анализирование отвечает левый висок. Проблемы с фонематическим слухом не обязательно сказываются на чтении, но обязательно – на письме.

Ребёнок, только начинающий осваивать чтение, должен обладать хорошей слухоречевой памятью. Недостаток акустического внимания сказывается на восприятии прочитанного – дети просто не понимают текст. Кроме того, хорошие способности к чтению наблюдаются у тех детей, кто не смешивает звуки артикуляционно (за это отвечает нижнее темя).

Процессы чтения требуют от человека острого зрения, а за быстрый и эффективный оптический анализ написанных символов отвечает хорошее зрительное восприятие. Его дисфункции негативно влияют на формирование правильных буквенных образов – похожие буквы могут путаться и писаться с ошибками.

Наличие хорошей зрительной памяти также помогает и с запоминанием графам, закреплением образов слов, что положительно влияет как на скорость, так и на качество чтения. Зрительно-моторная координация позволяет ребёнку отслеживать ту строчку, на которой он остановился, и не терять её.

Теменно-затылочный отдел принимает участие в процессах чтения и отвечает за пространственное представление. При его дисфункции ребёнок часто заменяет буквы, схожие по пространственным признакам, а также ошибается, начиная читать справа налево.

Межполушарное воздействие обеспечивает сопоставление фонемы и графемы, так как левый висок отвечает за первое, правый – за второе. Поэтому специалисты рекомендуют начинать обучение чтению и письму одновременно.

После того, как ребёнок усвоил фонему и соотносящуюся с ней графему, ему необходимо научиться складывать буквы в слоги, сами слоги – в слова. За данный вид деятельности отвечает премоторная область (задний лоб).

Трудности с подбором подходящих окончаний, с чтением, частая потеря строк, пропуск и перестановка букв, слогов, слов и проблемы с пересказом текстов означают недостаточный контроль и саморегуляцию, за которые отвечают лобные доли. Ребёнок зачастую не может сформулировать мысли последовательно, путает слова и прочее. Данные показатели указывают на наличие проблем.

И, разумеется, наличие сильной мотивации также способствует обучению чтению. Если процессы затруднены, это зачастую вызывает и спад мотивации. Поэтому подход к обучению должен быть индивидуальным и комплексным, а обучающий должен относиться к ученику с терпением и пониманием.

Нейропсихология чтения и специалисты, его практикующие, обладают методиками коррекции, позволяющими устранить дисфункции у детей и восстановить нормальные процессы чтения.

Психологический центр обучения Оранжевое солнце
  • Обсуждение закрыто.

    Похожие материалы