Сенсорная интеграция для детей с аутизмом

Сенсорная интеграция для детей с аутизмом представляет собой определенные коррекционные занятия, которые позволяют скорректировать последствия нарушений у ребёнка. Как правило, терапия направлена на то, чтобы позволить детям участвовать в разнообразных жизненных ситуациях.

Под сенсорной интеграцией понимают процессы обработки информации, получаемой человеком от различных органов чувств: обоняния, осязания, зрения, слуха, вкуса и пр. Нередко эти процессы нарушаются, что влияет на качество жизни ребёнка, его поведение, поступки, коммуникацию с окружающими.

Многие дети с аутистическими заболеваниями испытывают проблемы в обычной жизни, поскольку они чересчур чувствительны к сенсорным стимулам.

Эрготерапия является одним из видов сенсорной интеграции – она позволяет изменить работу некоторых мозговых функций, что оказывает положительный и долговременный эффект на состояние ребёнка.

Несмотря на то, что сенсорная интеграция существует относительно давно, многие люди относятся к ней скептически, ведь терапия проходит в игровой форме и мало напоминает процесс лечения. Приведём простой пример: человек, посетивший кабинет специалиста, может увидеть, как ребёнок сидит в бассейне, наполненном шарами, и периодически извлекает оттуда игрушки, чтобы они поздоровались и обнялись с игрушкой, которую держит в руках терапевт.

Незнающий человек может подумать, что специалист просто играет с ребёнком, устраивает перерыв, но на самом деле за подобной игрой скрывается один из методов терапии. Нередко на подобных занятиях присутствуют родители ребёнка – они внимательно наблюдают за действиями специалиста, чтобы впоследствии иметь возможность проводить занятия дома.

Многие дети, имеющие заболевания аутистического характера, испытывают трудности с принятием ванн, приёмами пищи, с общением как со сверстниками, так и с родными людьми. Кроме того, зачастую при таком диагнозе дети стараются избегать каких-либо прикосновений, с трудом сосредотачиваются, быстро теряют концентрацию и совершают непроизвольные движения.

Эрготерапия позволяет выявить, что именно раздражает ребёнка, что мешает ему осуществлять какие-либо бытовые или социальные действия. К симптомам нарушений сенсорной интеграции относят светобоязнь, страх прикосновений, чувствительность к громким и резким звукам, негативную реакцию на прикосновения к различным тканям, предметам и т.п. Часто столкновения с какими-либо раздражителями заканчиваются приступами паники.

В описанном выше случае мы видим, что эрготерапевт посредством игры мягко приучает ребёнка к различным видам касаний и взаимодействий. Детский мозг запоминает, что можно выдавать и положительные реакции на прикосновения, звуки. Все игры подбираются специалистами с особой тщательностью, чтобы не навредить ребёнку, соблюсти его интересы.

Главное правило терапии при нарушении сенсорной интеграции – это возможность предоставления ребёнку самому решать, в какие игры играть. Специалист может предлагать ему различные варианты, направлять, корректировать его действия, чтобы ускорить прогресс коррекции.

Крайне важно подбирать методики занятий таким образом, чтобы ребёнок мог выполнять поставленные задачи, но они не казались ему ни слишком лёгкими, ни слишком трудными. Необходимо, чтобы ребёнок был замотивирован и заинтересован в занятиях, ведь именно так он сможет достигнуть какого-либо прогресса.

На занятиях нередко возникают ситуации, когда ощущений для ребёнка становится слишком много, поэтому дети испытывают чрезмерное возбуждение, иногда – раздражение и даже злость. В такие моменты необходимо перенаправить энергию ребёнка в мирное русло, успокоить его. Поэтому самостоятельные занятия с ребёнком необходимо проводить только после консультации со специалистом, который подскажет, как себя вести в различных ситуациях, чтобы не навредить ребёнку.

Эрготерапия полезна тогда, когда нужно изменить способы обработки поступаемых сенсорных данных. После коррекционной терапии родители могут отметить положительный эффект: например, дети становятся более терпимыми к прикосновениям, легче переносят процесс купания и переодевания, становятся спокойнее, начинают играть с новыми игрушками, пробуют новые продукты и многое другое.

В ходе занятий ребëнок учится абстрагироваться от неприятных ощущений и шумов, игнорирует раздражающие стимулы, в связи с чем у него повышается усидчивость, концентрация, а значит, возрастают способности к обучению.

Сенсорная интеграция для детей с аутизмом необходима, если заболевание мешает ребёнку жить нормальной жизнью и получать от неё удовольствие. Каждый любящи родитель должен быть заинтересован в том, чтобы посещать эрготерапию, ведь она не только улучшает и упрощает жизнь малыша в данный момент, но и позволяет корректировать имеющиеся нарушения и сохранять результаты на долгие годы.

Психологический центр обучения Оранжевое солнце
  • Обсуждение закрыто.

    Похожие материалы