«Что делать, если ребёнок медленно пишет?» – вопрос, волнующих многих родителей, столкнувшихся с данной проблемой. Попробуем разобраться.
Обучение детей письму начинается за несколько лет до похода в школу – в саду воспитатели учат с малышами буквы, выводят их в прописях, на дополнительных занятиях учителя обучают писать простые слова. Поэтому, если ребёнок дошкольного возраста пишет медленно – скорее всего, это происходит из-за возрастных особенностей, но, по возможности, следует проконсультироваться со специалистом.
Учёба в школе позволяет понять, имеет ли ребёнок нарушения, связанные с чистописанием. Как это можно понять? У ребёнка отмечаются трудности при занятиях русским языком, при этом он неплохо разбирается в точных науках, для которых нужны логика и сообразительность.
Специалисты уверены, что при обучении ребёнка письму следует придерживаться его возраста и развития.
Когда и как начинать писать?
Согласно утверждениям нейропсихологов, для каждого навыка существует определённый временной период. Не торопитесь: начнёте рано – повлияете на формирование других навыков или направлений или просто перегрузите мозг.
Если начать обучение слишком поздно, это также повлияет на формирование навыка – он будет отличным от нормы, причём в худшую сторону, и восстановить его полностью будет трудно. Рекомендуется обучить ребёнка держать ручку правильно и писать печатными буквами до 7 лет, то есть до похода в первый класс.
Начинать обучение письму следует не ранее 5 лет, то есть 5-6 летний возраст является оптимальным. Начинайте с графических диктантов (по клеткам), а затем вводите буквы и слова. Дошкольникам следует писать печатными буквами, так как обучение прописи и слитному письму отрицательно влияет на мозговую структуру, перегружая её, негативно воздействуя на правое полушарие. В результате страдают речь, креативное мышление и творчество.
При обучении письму учитывают следующие факторы:
Важно, чтобы у ребёнка был хороший уровень зрительно-моторной координации и он мог предугадать и отследить свои движения по бумажному листу. Развить его можно при помощи спорта, игр с мячом, дартса, настольного хоккея и пр.
Как понять, что существует проблема?
Трудности, связанные с чтением и письмом, называют дисграфией. На её наличие могут указывать следующие факторы:
· Наличие стойких письменных ошибок;
· Существует определённая специфика проблем.
Проблемы могут выражаться в следующем:
Кроме того, у детей отмечается плохой почерк – наезжание строчек, выход за поля, большое количество ошибок, помарок.
Как предупредить проблемы или улучшить качество письма?
Для предупреждения проблем можно обучать ребёнка основным навыкам, необходимым для письма:
Графо-моторный навык обучает правильному положению и движению ведущей руки. С его помощью человек рисует, раскрашивает, копирует примитивные узоры, соединяет точки, держит пишущий предмет правильно. Для его формирования необходим «щипковый захват» предметов, соответственно, нужно учить ребёнка держать их двумя пальцами. В этом помогут игры с шестигранной мозаикой, пинцетом, пластилином – отщипываем кусочки. Если не развить щипковый захват, ребёнок впоследствии не сможет правильно держать ручку.
Знакомство с пишущими предметами обычно начинают с трёхгранного карандаша. После успешного его освоения можно переходит к обычным карандашам, фломастерам и ручкам.
Чтобы улучшить качество и скорость письма, нужно обучить ребёнка правильному положению руки, правильному захвату пишущего инструмента.
При письме большой палец должен быть противопоставлен указательному, так как мышечная деятельность одного из пальцев симметрирует деятельность другого. Это снижает усталость руки при письме. При неправильном захвате с участием среднего пальца мышечная работа не компенсируется – ребёнок тратит ресурсы, быстро устаёт писать.
Обучить ребёнка правильному захвату поможет тренажёр «Рыбка», подбираемый в зависимости от ведущей руки. Он позволяет осознано научиться письму, формируя представление о нём как о системе. Подходит для детей 5-6 лет.
Мы разобрали, что делать, если ребёнок медленно пишет. Вышеперечисленные упражнения и советы следует применять, когда у ребёнка действительно имеются трудности с письмом. Он не обязан писать хорошо, он ещё учится, однако: текст должен быть читабельным, без орфографических ошибок, иметь стабильный размер букв. Если этого нет, а возраст ребёнка достаточно большой для самостоятельного исправления навыков письма, следует обратиться к нейропсихологу.
Психологический центр обучения Оранжевое солнце
Добавить комментарий