Generic selectors
Exact matches only
Search in title
Search in content
Post Type Selectors

Как справиться с задержкой речевого развития у ребёнка

banner

Многие родители сталкиваются с вопросом: как справиться с задержкой речевого развития у ребёнка? В этой статье мы разберём основные ошибки родителей, советы специалистов, а также рассмотрим причины, из-за которых возникают задержки речи.

Основные причины

Причины задержки речи у ребёнка делят на несколько видов групп: 1) органические; 2) функциональные; 3) психо-неврологические и 4) социально-психологические. Разберём каждую группу отдельно.

К органическим причинам задержки речи относят генетические дисфункции, особенности развития в утробе либо болезни женщины в период беременности, а также особенности протекания родов.

К функциональным особенностям относят функциональную незрелость нервной системы, определённые черты соматического здоровья, а также перенесённые в раннем детстве болезни.

Психо-неврологическими причинами задержки речи являются особенности деятельности сенсорных систем и психических функций, а также разновременное созревание звеньев речевой системы.

Социально-психологическими причинами считают особенности семейных ситуаций, стрессовых ситуаций и психологические травмы.

Зачастую трудности с речью возникают у детей по причине того, что в их жизни случились негативные события. Задача родителей – заметить нарушения и вовремя обратиться к специалисту, чтобы он смог разобраться с проблемой.

Как проводят лечение и обследование

Для того, чтобы выяснить, имеются ли у ребёнка нарушения речи, необходимо обратиться к врачу либо к психологу или педагогу, который специализируется на задержках речи.

При обращении к врачу первым делом ребёнку назначают обследования, на основании которых ставится диагноз и разрабатывается лечебный план.

При обращении к психологу или педагогу также выполняется обследование, разрабатывается план работы, а затем проводятся ежедневные занятия.

Многие родители предпочитают не обращаться в больницы, поскольку для психолога-педагога, в первую очередь, важен не сам диагноз, а быстрое возвращение речевой функции в норму. Таким образом при регулярных занятиях ребёнок делает хорошие успехи, ведь чем раньше начата коррекция, тем быстрее будет эффект. Плюс такого рода занятий заключается в том, что родители могут проводить их в домашних условиях, если получат чёткие инструкции от специалиста.

Основные ошибки

Родители всегда желают для ребёнка всего самого лучшего, но иногда это «лучшее» может нанести вред, хоть и не умышленно. Разберём, какие ошибки родители часто совершают и как делать не стоит:

1) Отрицание проблемы ничем не помогает. Конечно, сложно признать, что у ребёнка имеются определённые проблемы, но бездействие в данном случае только усугубляет ситуацию. Родителям нужно проявить внимательность к чаду, ведь иногда проще перестраховаться – сходите к нескольким специалистам, рассмотрите различные подходы и выберите оптимальный. Не затягивайте с решением проблемы.

2) Намеренное ожидание по принципу «у моего знакомого так же было, а потом прошло» только ухудшает ситуацию. Вполне понятно, почему родители так поступают – ведь хождение по больницам и поиск специалиста уже является стрессом, а ещё будет необходимо водить ребёнка на занятия, заниматься дома, изменять привычный образ жизни. Но зачастую для исчезновения проблемы требуется больше времени, чем для её методичного и целенаправленного решения. Также стоит помнить, что не всегда проблемы может решить время – иногда ожидание лишь ухудшает ситуацию.

3) Привычка сравнить присуща многим родителям, что понятно – кто-то развивается быстрее, кто-то – медленнее. Но стоит поинтересоваться временными рамками, чтобы понять, вписывается ли в них ребёнок или период становления речи уже давно должен быть пройден. Если вы заметили, что ребёнок отстаёт в развитии от других детей – начинайте усердно с ним заниматься, запишитесь к специалисту, пока не стало поздно.

4) Недоверие к специалистам – распространённая проблема, ведь именно им предстоит заниматься лечением ребёнка, поэтому многие родители волнуются и не спешат доверять. Поэтому так важно посетить нескольких врачей или психологов, чтобы подтвердить наличие проблемы и найти «своего» доктора, встречи с которым будут вызывать уверенность в успешном результате.

5) Посещение специалиста только для установления диагноза – одна из самых частых ошибок. Родители считают, что правильно поставленный диагноз уже решает проблему, но на деле для эффективной коррекции речи необходим комплекс – получение медицинской и психологической помощи. Для четкого понимания проблемы помогает разговор с родителями – только они знают, с чем у ребёнка возникают проблемы, что он может делать, а что – нет.

6) Вера в мгновенное исцеление присуща многим, но стоит помнить, что никакой волшебной пилюли не существует. Для каких-либо результатов необходимо постоянно заниматься, тратить собственное время и силы – только в этом случае можно догнать сверстников. Заранее настройтесь на то, что путь будет сложным и долгим, учитесь радоваться даже маленьким успехам и не опускайте руки. Если уж вы сдадитесь – то каково будет ребёнку? Подавайте ему пример своим оптимизмом и верой в успех.

7) Чувство вины испытывают многие родители, считая, что трудности с речью связаны с неправильным воспитанием, неправильно прошедшими родами и пр. Даже если так – на данный момент необходимо сфокусироваться на лечении ребёнка и устранении проблемы. Рефлексию можно оставить на потом, а пока – займите себя обучением и играми с ребёнком.

Как понять, что есть проблема

Во-первых, настройтесь на честность – ложь самому себе до добра никогда не доводила. Во-вторых, ответьте на следующие вопросы: есть ли что-то, что вас беспокоит в ребёнке (характер, общение с людьми, манера разговаривать, поведение и пр.), отстаёт ли ваш ребенок от детей того же возраста, отмечаете ли вы прогресс в его развитии?

Первые два пункта достаточно просты, с третьим предлагаем разобраться. Вы можете уточнить в книгах, понаблюдать за сверстниками ребёнка – выполняет ли ваш малыш те же действия, что и другие? Способен ли он самостоятельно одеваться, завязывать шнурки, расчёсываться? Если ответ отрицательный – нужен обратиться к специалисту.

Как справиться с задержкой речевого развития, знает лишь он. Самолечение возможно лишь тогда, когда у родителей есть соответствующее образование, в противном случае велик шанс навредить ребёнку. Не переживайте и не бойтесь, ваш ребёнок не первый, кто столкнулся с такой проблемой. Всё решаемо до тех пор, пока вы не игнорируете проблему.

Психологический центр обучения Оранжевое солнце
  • Добавить комментарий

    Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

    Похожие материалы