Теория детского развития в транзактном анализе

banner

В этой статье мы рассмотрим, что такое теория детского развития в транзактном анализе. Её изучение необходимо для понимания, каким образом возникают паттерны, зачастую остающиеся с человеком до конца жизни.

Детство – тот период, когда малыш отличается особо впечатлительностью, именно поэтому все переживания запоминаются надолго и находят выражение в сценариях. Сценарий является подсознательным жизненным планом, который напрямую влияет на жизнь человека, его поведение и поступки.

Дети способны самостоятельно составлять жизненные планы, основой которых выступает драма с чётко очерченными отрезками начала, середины и конца. Написание такого сценария предполагает и создание финальной сцены – того, к чему будет стремиться человек. Все действия и сцены являются подводкой к цели и называются скриптами.

Сценарии и эго-состояния

Всего существует три эго-состояния, которые сопровождают человека в течение всей жизни: Ребёнок, Родитель и Взрослый.

В позиции Ребёнка все сценарии являются отражением детского опыта и детских решений. В юном возрасте человек может реагировать на указы и запреты таким образом, который бы соответствовал поведению родителей или сверстников. Но дело в том, что каждый ребёнок реагирует на всë по-разному. Некоторые дети, например, могут сформировать независимое мышление, поскольку оно могло поощряться либо, напротив, запрещаться.

Родительские сценарии зачастую отражают различные виды традиций. Они могут быть культурными, религиозными, национальными или семейными. Такие паттерны можно заметить по установкам: следует или не следует, можно или нельзя. Зачастую такие сценарии перенимаются от родителей или людей, участвующих в воспитании ребёнка.

Взрослые сценарии отражают какие-либо общие умения и соответствуют принципу «жить нужно полной жизнью». Такие люди живут настоящим, могут под него подстраиваться и при необходимости изменять, принимать адекватные решения и разрешать свои проблемы.

Однако иногда между внутренними сценариями возникают конфликты. Этому способствует дисгармония между эго-позициями. Приведём пример: большинство традиций восхваляет институт семьи и диктует собственные правила, согласно которым иметь большое количество родственников хорошо. Но некоторых подростков это не устраивает, и они могут начать бунт, сознательно отдалиться от близких. Именно тогда и возникает конфликт между Родительским эго-состоянием и позицией Ребëнка. Всё это приводит к внутренним конфликтам.

Какие сценарии существуют

Ребёнок, определяя сценарий дальнейшей жизни, строит определённые планы и старается им следовать. При этом проживание таких сценариев происходит в определённых ролях: Победителя, Побеждённого либо Не-победителя.

Победитель – это тот, кто достигает поставленных целей, причём делает это без особых усилий, чувствуя себя счастливым и свободным.

Побеждённый — это человек, который не достигает целей, но основной причиной выступает то, что он и не стремится это делать.

Не-победитель – это тот, кто находится по середине. Он не достигает своих целей всегда, но всё равно пытается это сделать, иногда в чём-то выигрывая, а иногда — проигрывая. Как правило, в таких сценариях человек не склонен к риску, поэтому их называют банальными.

Сценарные решения

Решения касательно задуманных сценариев ребёнок принимает самостоятельно и зависят они в первую очередь от его восприятия. Таким образом получается, что все транслируемые родителями послания могут отличаться от тех, которые воспринимают взрослые.

Такие послания передаются различными способами: вербальными, невербальными и смешанными.

Вербальные послания – это своеобразные приказы. «Не отвлекай», «Слушайся», «Не плачь» являются наиболее распространёнными примерами. Зачастую ребёнок получает огромное множество таких установок, и их перенятие зависит от того, как часто их приговаривают.

Контиприказания – это разновидность приказов, содержащих представления о том, что можно и нельзя делать. Ребёнку могут говорить «Стань лучшим», «Добейся успеха», «Прикладывай усилия» и так далее, и зачастую эти фразы становятся возбудителями соответствующего поведения. И пока ребёнок следует этим возбудителям, он считает, что всё нормально.

Предписания в целом сильно влияют на жизнь человека. Они бывают нескольких видов: первый – указания, дающиеся в мягкой форме, которые могут вызывать родительское одобрение либо неодобрение; второй – это жесткие и лживые предписания, которые транслируются тайно или с помощью хитрости; третий – это жёсткие запреты, которые внушаются под воздействием страха.

Теория детского развития в транзактном анализе изучает, как те или иные установки влияют на жизнь человека. Иногда они могут приносить разлад и дисгармонию, поэтому от них нужно избавляться и заменять собственными адекватными сценариями. Взрослый человек со здоровой психикой должен опираться на настоящее, иметь определённые цели и стараться их достигать.

Психологический центр обучения Оранжевое солнце
  • Добавить комментарий

    Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

    Похожие материалы