Generic selectors
Exact matches only
Search in title
Search in content
Post Type Selectors

Детская арт-терапия при аутизме

banner

Детская арт-терапия при аутизме направлена на социализацию ребёнка, рассмотрение и решение проблем воспитания, а также развитие коммуникативных навыков ребёнка.

Арт-терапия выступает эффективным терапевтическим методом, позволяющим познакомиться с внутренним миром ребёнка посредством творчества. Например, в ходе терапии могут использоваться книги (сказкотерапия), различные творческие принадлежности: краски, карандаши, глина, пластилин и пр. Различают терапию сказками, книгами, музыкой, танцами, куклами и даже песком. Коррекционная работа с детьми-аутистами проводится таким образом, чтобы использовать умения ребёнка и не вызвать у него отрицательных эмоций вроде недовольства собой или чувства дискомфорта.

Терапия искусством в первую очередь улучшает коммуникативные навыки и позволяет сформировать терапевтические отношения. Художественная деятельность снижает эмоциональное напряжение и повышает чувство комфорта. Таким образом, у ребёнка снижается тревожность, он готов открыться для контакта как с арт-терапевтом, так и с самими детьми. Всё вышеперечисленное помогает ребёнку на фундаментальном уровне: развивает коммуникативные навыки, фантазию ребёнка.

Изобразительные методы для аутичных детей – это помощь в выражении и освобождении от агрессивности и иных негативных эмоций. Работа с иллюстрациями и скульптурами – это безопасный способ сбросить негатив и снять напряжённость. Она положительно влияет на внутренний контроль. Помимо этого, арт-терапевтическая деятельность позволяет изучить и запомнить цвета, фигуры и формы. Существенный плюс коррекционной работы для детей-аутистов заключается в том, что зачастую они не могут выразить свои переживания вербально – а терапия позволяет им это сделать при помощи творческих инструментов. Таким образом ребёнку предоставляется возможность выразить внутренние конфликты и беспокоящие чувства, повысить самооценку, расслабиться и снять напряжение и, разумеется, развить творческие способности.

Арт-терапия может проводиться как в групповом, так и в индивидуальном формате.

При индивидуальном подходе арт-терапевт старается подобрать методику коррекции, разработанную индивидуально под ребёнка, в зависимости от имеющихся у него особенностей.

Арт-терапия снискала свою популярность тем, что коррекционная работа проводится в форме игры, что повышает её привлекательность как для детей, так и родителей. Первым просто нравятся игры, вторым – то, что ребёнок не испытывает негативных эмоций во время терапии.

Если у ребёнка отмечается отсутствие или несформированность предпосылок изобразительной деятельности (неразвитая сенсорно-перцептивная сфера и аналитико-синтетическая деятельность, нет представлений о себе и окружающем ребёнка мире, не интересна деятельность и нет а ней потребности), то специалист подбирает методики, где не нужно решать изобразительные задачи вроде лепки и рисования. Терапия может строиться на проведении игр, где необходимо пользоваться техникой рисования, лепки и аппликации.

Например, Ваня не разговаривает и не хочет, чтобы его понимали. Не общается с ровесниками, предпочитает наблюдать. Настойчивые попытки увлечь ребёнка какой-либо деятельностью вызывают тревогу.

В таком случае необходимо составить индивидуальную программу обучения. За весь курс терапии у Вани не обнаружено улучшений в учебной деятельности: ребёнок не может обводить, раскрашивать. Арт-терапевт работает вместе с ним: его руками обводит, его руками рисует – управляет кистями ребёнка. Положительной динамики можно добиться, только если ребёнок социально адаптировался в коллективе – поборол боязнь общества детей и взрослых, научился обслуживать сам себя, хотя игровая деятельность по-прежнему им игнорируется.

Если ребёнок проявляет интерес к рисованию и лепке, много времени проводит за этими занятиями, забывая про остальное, следует проявить к нему гибкость, дать свободу самовыражения, не заставлять делать то, что ему не интересно.

Главным условием терапии является привыкание ребёнка к совместной деятельности с педагогом. Только после этого можно переходить к групповому формату занятий, если у ребёнка не наблюдается противопоказаний и он может принимать участие в данного вида деятельности.

Групповая арт-терапия позволяет развить воображение, вербальные и социальные навыки, внимание, мелкую моторику, навыки рисования и, помимо этого, узнать ребёнка ближе и прислушаться к его желаниям.

Коллективная работа учит детей взаимодействовать как с ровесниками, так и со взрослыми: на начальных этапах дети не обращают внимания на других, затем – постепенно начинают общаться.

Детская арт-терапия при аутизме рекомендована многими специалистами, поскольку коррекционная работа позволяет детям научиться общению, выражению своих желаний, и всё это проходит в свободной, непринуждённой, комфортной для ребёнка обстановке. Арт-терапия – это ключ к познанию внутреннего мира ребёнка

Психологический центр обучения Оранжевое солнце
  • Добавить комментарий

    Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

    Похожие материалы