Отправляясь в школу, наши детки прокручивают в голове множество вопросов и проблем: «Как бы не опоздать на урок», «Что, если не решу контрольную», «Вдруг надо мной будут смеяться»…
Как избавить их от этих опасений и сделать школьные будни легкими и приятными?
Игнорировать школьные страхи, смеяться над ними и, более того, ругать за это ребенка нельзя! Нужно вместе разобраться, тщательно проработать и постепенно устранить их, ведь тревожное состояние чревато психическими нарушениями и проблемами со здоровьем (бессонница, тошнота, расстройство пищеварения, головокружение, боли в желудке, учащенное сердцебиение).
Тревога отнимает энергию, мешает действовать и вести себя естественно, навязывает один (негативный) исход любого дела. Она всегда сопряжена со страхом перед дальнейшими мероприятиями.
Поэтому мамам и папам, прежде всего, важно выяснить, о чем именно тревожится их чадо.
• Со мной никто не будет дружить.
• Получу низкую отметку.
• Накричит учительница.
• Меня обидят.
• Расстрою маму.
• Опоздаю на занятия.
• Не успею на перемене в туалет.
Кроме того, с младшими школьниками можно поиграть «в школу»: попросите ребенка нарисовать себя на уроках. По рисунку можно определить, что его беспокоит.
Со старшими детьми поможет доверительная беседа. Спросите у дочки или сына, что, по их мнению, самого плохого может случиться в школе. Постарайтесь получить как можно больше информации.
На курсах по психологии учат, что только после того как вы узнали, что именно волнует ребенка, можно начинать искать способы избавления от школьной тревожности.
Научите своего школьника фиксировать внимание на том, что уже удается и удалось, то есть сместите фокус внимания с будущего на настоящее («Вспомни, как хорошо ты написал предыдущую контрольную»).
Можно завести «журнал успеха» и отмечать все маленькие и большие победы ребенка. Или вести дневник, выделяя то, что хорошо получается. Давайте детям право на ошибку – ведь никто не идеален. Рассказывайте о своих промахах, демонстративно подчеркивая, что все ошибаются, что это бывает смешно и забавно.
Предоставьте детям больше свободы. Тревожность часто связана с гиперконтролем, перфекционизмом и тревожностью самих родителей. Давая понять сыну или дочке, что «в мире полно опасностей, везде могут обидеть и обмануть, никому верить нельзя», вы формируете у них устойчивую боязнь.
Мнительного человека нередко можно «вычислить» по манере поведения, движениям, осанке, взгляду. Он, как говорится, не в контакте с телом. Поэтому необходимо провести с ребенком работу и на этом «уровне».
Важно акцентировать внимание на стопах ног, чтобы малышу было комфортно и удобно стоять на земле. Практикуйте массаж ног, прыжки на батуте, хождение босиком.
Накануне контрольной или другого важного мероприятия проведите такой аутотренинг: пусть чадо представит себя в надежном месте, ноги – на твердой почве, спина опирается на прочную стенку (в реальности – к примеру, на спинку стула). Завершить упражнение нужно парой глубоких вдохов-выдохов.
Подарите ребенку игрушку-антистресс с наполнителем из мелких шариков, чтобы он мог время от времени ее мять, сжимать, тискать – это хорошо успокаивает нервы. Полезно играть и работать с мелкими предметами: делать коллажи из камней и ракушек, строить фигурки из песка.
Арт терапия в работе с детьми является очень эффективным инструментом. Займитесь арт-терапией (воздействие цвета на психическое состояние): рисуйте красками, мелками, карандашами. Позже можно поработать с акварельными красками. Хорошо зарекомендовали себя такие техники, как лепка из глины или пластилина.
Попробуйте поиграть в актеров – читайте вместе с малышом детские стихи по ролям и разными интонациями. Прибегните к «методу Гарри Поттера»: представьте грозного учителя с бантами или забавными заколками на голове.
И главное – дайте ребенку понять, что вы любите его независимо от полученных им оценок и поддержите его в любой ситуации, что бы ни случилось, в том числе в школьной жизни.
Психологический центр обучения Оранжевое солнце Тэги: Школьная тревожность , школьные страхи
Добавить комментарий