Математические игры с дошкольниками

Математические игры с дошкольниками – это замечательный способ изучения всех математических сторон: построений, отношений, закономерностей и прочего.

Ранний возраст накладывает свой отпечаток на процесс обучения – дети не могут заниматься долго, сидеть на месте и прилежно слушать. Поэтому обучение в игре пользуется такой популярностью – во время неё ребёнок активно знакомится с окружающим миром, развивает интеллект. Особенность математических игр заключается в том, что ребёнок не осознаёт, что обучается – он просто играет, выполняя определённые задания.

Взрослый руководит игрой, поддерживает детский интерес и помогает узнать и полюбить школьный предмет через игру. Поскольку занятия проходят в комфортной для ребёнка обстановке, он не нервничает, не перенапрягается, что способствует успешному овладению математическими основами.

Математика является сложной наукой, которую, тем не менее, обязательно нужно постичь – кроме того, что она является неотъемлемой частью нашей жизни, она способствует интеллектуальному развитию ребёнка, формированию анализаторских и творческих способностей.

Для того, чтобы добраться успехов в занятиях с ребёнком, были придуманы математические дидактические игры. Их цель состоит в следующем:

Какие бывают игры

Для начала стоит сказать, что дидактическая математическая игра – это игровой метод и форма обучения, а также самостоятельная игровая занятость. В процессе игры могут участвовать различные вспомогательные предметы.

Предметные игры предполагают использование игрушек и иных вещей. С помощью них ребёнок учится сравнению, установлению схожести и различий между предметами. Преимущество данного метода – это то, что в процессе дети знакомятся со свойствами предметов, их признаками: например, с цветами, формами, величинами, качеством, материалами. Данные игры предполагают решение задач на сравнение, установление классификации, выявление последовательности и пр. По мере взросления ребёнка повышается и сложность заданий.

Настольные печатные игры являются наиболее интересным способом обучения. Видов игр может быть несколько: лото, домино, парные картинки. Соответственно, каждый тип игры содержит разные развивающие задачи.

Парные картинки – это подбор одинаковых рисунков, подходит для самых маленьких. Упражнение посложнее – это объединение картин не только зависимости от их вида, но и смысла.

Классифицирование картинок – это обучение обобщению, поиску связей между предметами. Помимо прочего, работа с картинками позволяет тренировать память за счёт запоминания числа, состава и положения карт.

Разрезные кубики и картинки пригодятся для развития логического мышления, а также умения строить целые объекты из нескольких частей.

Настольные печатные игры отлично развивают память, запоминание, а также закрепляют у детей знания о количественном и порядковом счёте.

Словесные игры для детей строятся на словах и действиях участников игр. Суть игры – научить детей использовать полученные знания и предметах, улучшить их, научить использовать по обстоятельствам. Кроме того, такие игры учат самостоятельности – дети сами характеризуют предметы, описывают и выделяют присущие им черты, а также учатся группировать предметы, исходя из свойств и признаков.

Словесные игры для детей младшего возраста позволяют развить речь, воспитать правильное звукопроизношение, пополнить словарный запас, развить правильную пространственную ориентацию. Для детей постарше польза заключается в формировании мыслительной деятельности, а также самостоятельности при решении задач. В целом данный вид обучения стимулирует заниматься умственным трудном.

Числовые и цифровые игры направлены на обучение детей счёту в прямом и обратном порядке и использование числительных. Данный тип игр подходит и для маленьких детей – для них числа вплетаются в сказочные сюжеты, где герои могут учить считать, знакомить с наглядным сравнением предметов.

Сравнение нескольких предметных групп происходит на счётной линейке – поочерёдно снизу и сверху. Это позволяет ребёнку понять, что большие числа не всегда находятся на верхней полоса, а маленькие – снизу.

Для того, чтобы ребёнок научился свободно оперировать числами до 10, преподаватели или родители предлагают сыграть в Путаницу, Исправление ошибок, Стираем цифры, Называем соседей и пр. Для развития внимания и памяти применяются игры «Задумываем число», «Назови своё имя», «Кто первый скажет, что убрали со стола?».

Игра «Путешествие во времени» подходит для детей старшего возраста, которые только начинают изучать дни недели. Задача взрослых – объяснить, что каждый день имеет собственное название. Для улучшения запоминания дни недели раскрашиваются кружками разных цветов в течение нескольких недель, чтобы ребёнок понял последовательность и уловил закономерность повторения дней. Это нужно, чтобы ребёнок мог сам понять, какой сегодня день – среда (третий день после выходного) или пятница (один день до выходного). Для того, чтобы запомнить дни было проще и быстрее, можно на каждом листе нарисовать цвета, характерные для определенного дня недели. И разложить их по порядку. Затем, когда ребёнок более-менее запомнит, задачу следует усложнить: разложить листы в произвольном порядке и попросить «расставить» круги по местам.

Математические игры с дошкольниками предполагают использование различных игр в зависимости от цели обучения – знакомство с цифрами, месяцами, развитие внимания и тому подобное. Главное правило таких занятий – это комфортная атмосфера игры, где взрослый не пугает ребёнка, а помогает ему узнать что-то новое в подходящем для ребёнка формате.

Психологический центр обучения Оранжевое солнце
  • Обсуждение закрыто.

    Похожие материалы