Логопедия представляет собой научную область, изучающую разнообразные речевые дефекты, которые носят устойчивый характер и которые требуют вмешательства специалистов. Далее предлагаем подробнее ознакомиться со спецификой логопедии.
Изучаемые дисфункции
Логопедия изучает следующие виды речевых дисфункций:
Методы лечения ребёнка и профилактика речевых дисфункций разрабатывается на основе выявления причин расстройств речи, а так же сопутствующих им симптомов. Особенность логопедии в том, что она достаточно тесно связана с медицинской сферой, именно поэтому для диагностирования нарушений применяются как медицинские исследования и способы диагностики, так и различные средства логопедической (педагогической) работы. Соответственно, ребёнок не только учится правильно говорить, но ещё и зачастую проходит медикаментозное лечение.
Суть логопедии
Особенность данной науки заключается в том, что она тесно связана с языкознанием – логопеды для осуществления своей деятельности должны отлично разбираться в языковой норме, чтобы уметь помогать ребёнку. Особое внимание уделяется закономерностям развития детской речи в разные возрастные периоды, поскольку при наличии нарушений важно, чтобы ребёнок, в первую очередь, изучал те слова, которые соответствуют его возрастной категории.
В логопедии, зачастую, применяются данные и методики схожих областей – например, педагогики, психологии и пр. наук. Именно поэтому считается, что хороший логопед – это не просто учитель, но и психолог, который сможет не только обучить ребёнка речи, но и найти к нему индивидуальный подход, расположить к занятиям и настроить на хороший результат.
Главная цель логопедии – помощь людям в преодолении нарушений, подбор подходящей методики коррекции, а так же возможность обретения людьми полноценной жизни.
Роль логопедии
Существует мнение, что речевые дефекты не обязательно корректировать – они не так уж и сильно влияют на жизнь, поэтому человек спокойно может прожить и с ними. Но разве это правда?
Человеческая речь создана для того, чтобы люди посредством неё могли общаться – обмениваться идеями, мыслями, говорить о переживаниях, сообщать важную информацию и пр. Речь используется на ежедневной основе и потому перестаёт замечаться и цениться – как правило, человек считает, что в любой момент может попросить о помощи и поговорить с кем-то. Но проблема в том, что не все люди имеют полноценную речь. Некоторые сталкиваются с достаточно серьезными дисфункциями, которые напрямую влияют на их жизнь – люди не могут найти работу, просто пообщаться с кем-то, сходить в магазин, позвонить в банк и так далее.
У детей всё происходит сложнее и проще одновременно – они пока не сталкиваются с глобальными проблемами из-за своей речи, но её нарушения значительно осложняют им жизнь. В первую очередь речевые дисфункции влияют на психическое развитие – ребёнок получает основную информацию от родителей, задавая им интересующие вопросы. Но если речь нарушена – нарушается и общение со взрослыми. В таких случаях ребёнок обо всём узнаёт самостоятельно, путём наблюдения и осмысления, что значительно замедляет психическое развитие ребёнка и сказывается на его дальнейшем обучении и жизни в целом.
Кроме того, тяжёлые речевые расстройства негативно влияют и на характер ребёнка, способствуя появлению отклонений. Специалисты объясняют, что девиационные наклонности возникают из-за неспособности удовлетворить наиболее важные потребности – в еде, пище, общении, поскольку ребёнок даже не может заявить о своих желаниях. Из-за непонимания взрослыми того, о чём хочет рассказать ребёнок, возникают соответствующие реакции – слёзы или истерики. А из-за того, что речевые проблемы носят постоянный характер и никуда не пропадают, выдаваемые ребёнком негативные реакции закрепляются и используются очень часто, что вызывает у ребёнка негативные эмоции при дальнейшем общении с людьми.
Так же стоит упомянуть о том, что речевые расстройства часто комбинируются с психическими наслоениями – реакциями, возникающими на речевые дефекты. Происходит это из-за того, что человек в прошлом имел неудачи в общении – не мог выразить свои мысли, получал негативную реакцию в виде издевательств и передразниваний. Вторичные психические наслоения достаточно сильно влияют на личность, поскольку само их наличие затрудняет преодоление собственных страхов и коррекцию речевых расстройств – человек стесняется своих дефектов, не желает обращаться к специалистам и в то же время испытывает трудности с общением. Именно поэтому обратиться за помощью к логопеду стоит как можно раньше – тогда ребёнок не будет иметь ярко выраженного негативного опыта общения и не будет страдать от вторичных психических наслоений.
В этой статье мы разобрали, что такое логопедия и чем она может помочь человеку. В заключение хотим сказать, что речевые дефекты, как бы мы ни хотели обратного, сильно влияют на жизнь, поэтому к их коррекции нужно приступать как можно раньше. Логопед поможет в подборе подходящей методики и приведёт к желаемому результату.
Психологический центр обучения Оранжевое солнце
Добавить комментарий