Сенсорная интеграция у детей представляет собой врождённые реакции организма на получаемые от рецепторов сигналы. Каждый из органов чувств информирует ребёнка о том, что происходит вокруг него, и позволяет выбрать наиболее оптимальную реакцию.
Однако случается так, что у некоторых детей сенсорная интеграция нарушается – организм не может обрабатывать полученные данные, что напрямую отражается на манере поведения ребёнка, его развитии. Многие родители воспринимают симптомы заболевания как детские причуды или проявления характера ребёнка, однако, на самом деле, истеричность и капризность говорят о том, что нарушена работа ЦНС.
Признаки дисфункций
Симптоматика нарушений сенсорной интеграции условно подразделяется на группы:
· нарушения тактильности. Ребёнку не нравятся чужие прикосновения, он сам не стремится касаться близких, проявляет недостаточную реакцию на прикосновения, способен различать объекты лишь наощупь;
· вестибулярные нарушения. У ребёнка отмечается сниженный мышечный тонус, дисфункции координации, чрезмерная жестикуляция либо же отсутствие оной;
· проприоцептивные нарушения. Ребёнок не может адекватно оценивать своё тело относительно пространства, путается в движениях, плохо чувствует собственный вес, силу давления;
· аудиальные нарушения. Ребёнок слишком эмоционально реагирует на громкие и резкие звуки, они вызывают у него панику, тревогу, нередко становятся причиной истерик. При подобной дисфункции детям не нравится слушать песни и музыку. Вышеназванная симптоматика работает и в обратную сторону – ребёнок может не откликаться на имя, смотреть мультики на высокой громкости, не может запомнить песню или мотив, часто переспрашивает сказанное;
· оральные нарушения. Зачастую они выступают в качестве защитной реакции, которая проявляется в том, что ребёнок предпочитает питаться ограниченным набором продуктов, часто давится, отказывается от плотной пищи. Кроме того, при подобных нарушениях дети часто тянут в рот всё несъедобное, исследуют вещи ртом, предпочитают постной пищевой чрезмерно сладкие, кислые либо острые продукты;
· обонятельные нарушения. Ребёнок излишне реагирует на запахи – может отказываться от еды, жаловаться на запах духов или, напротив, с трудом различает запахи и их источники, не замечает неприятных ароматов;
· визуальные нарушения. Они проявляются в том, что ребёнок избегает визуального контакта, часто щурится, чрезмерно реагирует на свет или, наоборот, не может различать цвета и формы, не умеет собирать пазлы;
· артикуляционные нарушения. Ребёнок не может определить, откуда исходит звук, не различает голоса, путается в словах, не может формулировать свои мысли;
· социальные нарушения. Малышу трудно общаться с ровесниками и с незнакомцами, он мало разговаривает, неохотно поддерживает беседу;
· эмоциональные нарушения. Ребёнок импульсивен, часто впадает в фрустрацию, хорошо занимается индивидуально и не может сосредоточится на групповых занятиях.
Диагностика
Для того, чтобы диагностировать ребёнку заболевание, специалисты прибегают к опросу – родителям задаётся ряд вопросов, получив ответы на которые врачи могут составить картину состояния ребёнка.
Как правило, выявить сенсорные нарушения можно уже в возрасте 1-3 лет – родителям для этого нужно внимательно следить за поведением и самочувствием ребёнка.
Помимо вышеперечисленного, если результаты теста спорные или данных недостаточно, можно попросить ребёнка выполнить задания. Каждое из них позволит понять, насколько сенсорная защита ребёнка хороша, умеет ли он ориентироваться в пространстве, испытывает ли недостаток в общении и пр.
Терапия при нарушениях сенсорной интеграции
Лечение дисфункций сенсорной интеграции проводится, как правило, в игровом формате, цель занятий – обогатить детский опыт в чувственной сфере. Однако в ходе терапии дети самостоятельно осуществляют какие-либо действия, специалисты же могут поддерживать их и направлять.
Маленькие пациенты в ходе терапии имеют возможность получить новые тактильные, вестибулярные и слуховые ощущения. Особенность терапии заключается в том, что дети получают ознакомительный опыт, то есть периодически сталкиваются с различными ситуациями, которые им необходима анализировать и запоминать, как на них реагирует организм.
Заниматься ребёнком можно и в домашних условиях, однако перед этим родителям желательно сходить на несколько консультаций со специалистом, который подскажет и расскажет, как должна строиться и проводиться терапия.
На занятиях специалисты мягко воздействуют и стимулируют различные системы и органы: двигательную и вестибулярную систему, мышцы, кожу, суставы и пр. Коррекционная работа строится на тесном взаимодействии ребёнка с терапевтом, дефектологом и неврологом.
Коррекционная работа при сенсорной интеграции выстраивается постепенно: на первых порах необходимо научить ребёнка правильной реакции на привычные раздражители, впоследствии в работу подключаются те, на которые ребёнок реагирует наиболее бурно.
Для того, чтобы научиться преодолевать трудности, необходимо иметь правильную мотивацию. Родители или врачи могут провести с ребёнком беседу, объяснить, для чего нужна терапия, как она может помочь, зачем проводится и т.д.
Важно, чтобы на занятиях ребёнку давались только те задачи и задания, которые он может выполнить.
Сенсорная интеграция для детей играет важную роль, поскольку именно от неё зависит его успешность как в бытовых, так и в социальных и учебных делах. Поэтому родители должны внимательно отслеживать поведение ребёнка и вовремя посещать специалистов.
Психологический центр обучения Оранжевое солнце
Добавить комментарий