Нейропсихологическая коррекция в детском возрасте

Вследствие «цивилизованного» образа жизни с компьютерами, интернетом и гиподинамией последние 25 – 30 лет у современных детей резко увеличилось количество случаев нарушения речи, развития и поведения. В основном страдают левополушарные функции, однако корень проблем иногда кроется в глубинном нарушении функционирования правого полушария.

Нейропсихологическая коррекция в детском возрасте является действенным методом помощи детям с аутизмом, отсталостью в развитии, генетическими заболеваниями, инфекционными поражениями мозга и др. Помимо методов лечения, нейропсихология позволяет оценить степень недоразвития конкретных психологических функций, определить потенциальные возможности компенсации дефекта у конкретного ребёнка (Т.В. Ахутина, Л.С. Цветкова, Н.Г. Манелис, А.В. Семенович).

После исследования реакций и способностей пациента, на основании анализа данных строится индивидуальная программа коррекции для конкретного ребёнка. Суть метода составляет концепция о трех функциональных блоках человеческого мозга (А.Р. Лурия) . Соответственно, для развития каждого блока разработан свой комплекс коррекции.

Коррекция проблем первого функционального блока мозга

Первый блок отвечает за уровень энергии и интереса к жизни. Нарушения его функции проявляются в виде неустойчивости внимания, пассивности, снижении общей активности и любознательности, быстрой истощаемости в работе. Для повышения общей активности используется ряд комплексных упражнений.

· Стимуляция через сенсорную и эмоциональную сферу. Для этого используются интересные и захватывающие игры с моментом кульминации. Они обязательно должны включать ритмичные движения и эмоциональное подкрепление.

· Для общего тонизирования организма используют массаж, закаливание, ароматерапию и водные процедуры. Можно включать элементы этих действий в игры.

· Ритмичные двигательные упражнения. Для развития чувства ритма ребёнку предлагают ходить в такт под музыку, танцевать или просто отстукивать ритм музыки на барабане. Упражнения постепенно усложняются обучением улавливать меняющийся ритм.

· Упражнения на дыхание, заимствованные из методик лечения больных астмой (С.М.Иванов, Е.В. Щадилов).

· Тренировочные комплексы из программы психомоторной коррекции А.В. Семенович, предназначенные для общего укрепления и развития отстающих детей.

Весь этот комплекс занятий имеет перед собой цель повышение общего энергетического потенциала ребёнка, его активности и склонности к познанию.

Коррекция проблем второго функционального блока мозга

Второй блок отвечает за сбор, переработку и запоминание информации. Именно благодаря его исправному функционированию мы видим, слышим, осязаем, запоминаем и используем полученные знания.

Коррекция проблем зрительного гнозиса

Если ребёнок плохо опознаёт картинки или забывает даже реальные предметы, с ним проводятся такие упражнения:

· опознание предметов;

· опознание фотографий и реалистических изображений;

· опознание схематичных, контурных и других зашумленных изображений;

· опознание целого предмета при показе его одной части, изображённой на рисунке.

Коррекция мозговых проблем слухового восприятия

При наличии проблем с различением звуков, определением их источника и запоминанием, ребёнку предлагают такие упражнения:

· распознавание неречевых звуков: скрип двери, шум воды, стук металла и стекла, а далее используются звуки музыкальных инструментов;

· распознавание самых контрастных речевых звуков с ассоциативным подкреплением: самолёт — ууууу, змея — шшшш, трактор — рррр и т. д.;

· обучение сложению звуков в слоги: «ау», «би-би», «уа» и т.д., а далее учат различать слова, отличающиеся одним похожим звуком: «Бочку» и «Дочку», «миШку» и «миСку» и т.п.;

· понимание речи — от простого к сложному, сначала — отдельные слова, а затем двух- и трёхступенчатые конструкции (например — речевые игровые задания).

Нарушения восприятия тактильных ощущений

При этом у ребёнка нарушается нормальное формирование образа своего тела, замедляется развитие моторики, страдает координация движений и т. д. Корректируется это упражнениями из методики общей психомоторной коррекции А.В. Семенович, уда входят занятия по сенсорному развитию, совмещённые с двигательными задачами.

Развитие памяти

Для развития памяти используют упражнения на узнавание людей, животных, букв, цифр, рисование картинок по памяти, пересказ увиденного и т. д.

Коррекция нарушений внимания

· Привлечение внимания. Для этого педагог находит такие игрушки, которые интересны ребёнку.

· Удержание внимания. Задача этого этапа — с помощью дополнительных стимулов задержать внимание ребёнка на игрушке на несколько минут.

· Распределение внимания. Для развития этого используют сразу несколько игрушек, которыми надо управлять.

· Переключение внимания. С этим трудности бывают реже всего, но иногда случаются, тогда педагог и прорабатывает этот навык.

Развитие мышления

Для нормального мышления ребёнку нужно научиться большому числу мысленных операций: классификация предметов, установление связей между ними, усвоение новой информации, соотнесение к прошлому опыту, понимание причинно-следственных связей, распознавание сюжетов картинок и многому другому.

Коррекция проблем третьего функционального блока мозга

Третий блок отвечает за контролирование, программирование и планирование сложных форм деятельности. Сюда же относится развитие силы воли, которая позволяет выполнять действия по плану и следить за их ходом. Развитие силы воли — важнейшая часть работы педагога, которая во многом определяет успех ребёнка в тех делах, которые ему не хочется выполнять.

Развитие процессов межполушарного взаимодействия

При таких нарушениях страдает координация движений, связь между вербальными и невербальными функциями, анализ информации, трудности с полями зрения и т. д. Для корректировки нарушений двигательной координации используют лепку из глины, игру с мячом, разные упражнения для разных рук и т. д. Для развития рецепторной координации используют вышивку, забивание гвоздей и прочие действия.

Заключение

Нейропсихологическая коррекция в детском возрасте очень гибкая, что позволяет использовать её, как для коррекции лёгкой отсталости в тех или иных сферах мозговой деятельности, так и для коррекции состояния детей с тяжёлой отсталостью развития по той или иной причине.

Психологический центр обучения Оранжевое солнце
  • Обсуждение закрыто.

    Похожие материалы