Пройдите опрос и узнайте, чем Вам может помочь арт-терапия
Если Вы ответили "Да" хотя бы на один вопрос, то Вам точно подходит арт-терапия
Профессиональный курс “Интегративная арт-терапия”
Термин «арт-терапия» (буквально: терапия искусством) придумал Адриан Хилл при описании своей работы с туберкулёзными больными в санаториях (1938). Такое словосочетание применялось ко всем видам занятий искусством, которые проводились в больницах и центрах психического здоровья.
Ценность применения искусства в терапевтических целях состоит в том, что с его помощью можно экспериментировать с различными чувствами, исследовать их, давать им выражение. Пещерные рисунки наших далёких предков свидетельствуют о том, что первобытные люди использовали символические изображения для определения смысла своего существования, места человека во Вселенной.
В начале своего развития арт-терапия отражала психоаналитические взгляды, по которым конечный продукт художественной деятельности, будь то рисунок, картина или скульптура, считается выражением неосознаваемых психических процессов. Такой подход был основан на представлениях З.Фрейда о первичных мыслях и переживаниях, которые чаще всего выражаются не словесно, а в символической форме. Образы художественного творчества отражают все виды подсознательных процессов, включая страхи, внутренние конфликты, воспоминания детства, сновидения – все те явления, которые анализируются психотерапевтами фрейдистской ориентации. Идеи К.Г.Юнга о существовании персональных и универсальных символов и о возможности использовать силу воображения в терапевтических целях оказали также глубокое влияние на тех, кто занимается арт-терапией в настоящее время.
В терапии искусством существует три направления. Сторонники одного считают, что искусство обладает целительной силой само по себе. Они ставят искусство выше собственно терапевтических процедур и исключают из своего арсенала те из них, которые не стимулируют творческий процесс. Представители другого направления считают, что творческими целями можно поступиться ради целей терапии. По их мнению, арт-терапию лучше всего применять как приложение к традиционным психотерапевтическим методам. Третий подход делает акцент на том, что исцеляющий эффект художественного творчества достигается прежде всего благодаря отвлечению человека от негативных переживаний и созданию положительного настроя. Несмотря на различие позиций, все подходы так или иначе сочетаются в современной арт-терапии.
В настоящее время специалисты в этой области имеют признанный статус независимых практиков. Направления арт-терапии (арт психология) соответствуют видам искусств, а разнообразие техник практически неограничено. На сегодняшний день выделяют собственно арт-терапию (визуальные виды искусства), музыкотерапию, танце-двигательную терапию, драматерапию, сказкотерапию, библиотерапию, маскотерапию, этнотерапию, игротерапию, цветотерапию, фототерапию, куклотерапию, оригами. Сейчас появляется все больше и больше новых направлений, которые стоят на стыке арттерапии и других видов психотерапии: артсинтезтерапия, песочная терапия, киндер-сюрприз-терапия… и это еще не предел. Арт-терапевты понимают, что количество методов равно количеству специалистов, так как каждый вносит в технологию и интерпретацию что-то свое, приобретенное в опыте.
Арт-терапия привлекает к себе в последнее время большое внимание во всём мире. Трудно назвать ещё какое-либо направление в современной психотерапии, которое имело бы столь же большие возможности не только для “исцеления” отдельных лиц и групп, но и для “социального врачевания”. Терапия искусством всегда ресурсна и используется сегодня практически во всех направлениях психотерапии, в педагогике, в социальной работе, в бизнесе.
Возрастающий интерес к арт-терапии может быть связан с тем, что она в эру “аппаратной медицины” и фармакологии апеллирует к внутренним, самоисцеляющим ресурсам человека, тесно связанным с его творческими возможностями. С дальнейшим развитием арт-терапии связывают надежды на создание такой гуманной, “синтетической” методологии, которая в равной мере учитывала бы достижения научной мысли и опыт искусства, интеллект человека и его чувства, потребность в рефлексии и жажду действия, план телесный и план духовный.
Основная цель арт-терапии состоит в гармонизации личности через развитие способности самовыражения и самопознания.
Анализ современных исследований по терапии искусством позволяет выделить специфические характеристики данного метода, общие для различных школ и направлений:
1) арт-терапия предоставляет возможность выражению агрессивных чувств социально приемлемым способом. Рисование, живопись, лепка позволяют разрядить напряжение безопасно для себя и окружающих;
2) арт-терапия ускоряет прогресс в терапевтическом лечении. Подсознательные конфликты и внутренние переживания легче выражаются с помощью зрительных образов, чем при разговоре;
3) продукты художественного творчества дают основание для интерпретаций в процессе терапии. Творческая продукция ввиду её реальности не может отрицаться пациентом. Содержание и стиль художественной работы предоставляют психологу большой объём информации. Кроме того, сам автор может внести вклад в интерпретацию своих творений;
4) спонтанное творчество позволяет работать с мыслями и чувствами, которые кажутся непреодолимыми. Иногда невербальное средство оказывается единственным инструментом, вскрывающим и проясняющим интенсивные чувства и убеждения;
5) арт-терапевтическое взаимодействие помогает укрепить терапевтические отношения. При групповой форме работы элементы совпадения в художественном творчестве участников группы ускоряют развитие эмпатии и положительных чувств;
6) работа над созданием художественного образа помогает возникновению чувства внутреннего контроля и порядка у автора. Рисование, живопись и лепка приводят к необходимости организовывать форму и цвет;
7) арт-терапевтический процесс развивает и усиливает внимание к чувствам. Искусство возникает в результате творческого акта, который даёт возможность прояснить зрительные и кинестетические ощущения и позволяет экспериментировать с ними;
8) арт-терапия усиливает ощущение собственной личностной ценности, повышает художественную компетентность. Побочным продуктом терапии искусством является удовлетворение, возникающее в результате выявления собственных скрытых способностей и их развития.
Выделяют два основных коррекционных механизма арт-терапии:
1)техника активного воображения, направленная на то, чтобы усвоить бессознательные содержания (сновидений, фантазий) с помощью определённой формы самовыражения (конечным продуктом его становятся рисунки, живопись, скульптура и т.д.). В отличие от снов, переживаемых пассивно, процесс воображения требует активного и творческого участия сознания. По мнению Юнга, техника активного воображения в значительной степени облегчает процесс установления баланса между бессознательным и сознанием.
2) сам процесс творчества как исследование реальности, познание нового, прежде скрытого, и создание продукта, воплощающего эти скрытые отношения. Второй механизм связан с природой эстетической реакции, позволяющей изменить действие “переживания от мучительного к приносящему удовольствие”.
Обозначенные понятия являются основными в арт-терапии. В дополнение к ним можно отнести спонтанное творчество и сублимацию.
В терапии искусством художественную деятельность можно назвать спонтанной (рисование, лепка) в отличие от планируемого и тщательно организованного обучения изобразительному искусству. В арт-терапии важен сам процесс и те особенности, которые конечный продукт творчества помогает обнаружить в психической жизни творца. Руководитель поощряет выражать свои внутренние переживания спонтанно и не беспокоиться о художественных достоинствах своего произведения.
Сублимация – с точки зрения представителей классического психоанализа – механизм, ослабляющий или разрешающий внутренний конфликт, когда отвергаемые сознанием желания находят воплощение в социально приемлемых творческих продуктах. Сублимация является центральным понятием, поскольку искусство может выражать, кроме положительных, и сильные отрицательные чувства (злость, зависть, тревогу, страх, отчаяние).
Психологический центр обучения Оранжевое солнце
Добавить комментарий