Сенсорная интеграция для детей с ОВЗ и её развитие – это то, на что в первую очередь должна быть направлена коррекционная работа. Дело в том, что СИ представляет собой процессы, которые обеспечивают адекватное восприятие сенсорных ощущений, получаемых от различных органов чувств. Различные раздражители влияют на то, какие именно ощущения будет испытывать человек, взаимодействуя с окружающим миром.
Интеграция позволяет человеку правильно воспринимать поступающие сигналы и реагировать соответственно им.
Типы сенсорной интеграции
Специалисты условно подразделяют сенсорную интеграцию на несколько типов:
1) Тактильную – она позволяет ребёнку испытывать определённые ощущения, например, давление, фактуру, холод, боль, запахи и т.п. Дети испытывают комфорт или дискомфорт от того, насколько тесная и свободная одежда на них надета, от того, какое прохладное постельное бельё, насколько приятно играть антистрессовыми игрушками, насколько приятная текстура у различных предметов и продуктов. Активизация тактильной системы происходит, когда ребёнок играет в воде, работает с песком, рисует, касается кого-то.
2) Вестибулярную, которая отправляет поступившую информацию касательно местоположения и передвижений тела (с какой скоростью оно движется, в каком направлении, находятся ли рядом с ним другие объекты). Простимулировать вестибулярную систему можно прыжками на батуте, кувырками, висением вниз головой, занятиями на специальном надувном мячике, катанием на качелях, вращением на карусели или дисках.
3) Проприоцептивную, которая отвечает за обеспечение ЦНС данными о конкретных частях тела и их движениях. Для активизации данной системы можно выполнять различные физические упражнения, переносить тяжести, заниматься ходьбой или бегом, ходить на руках, использовать утяжелители для ног и рук, отжиматься из различных положений.
4) Обонятельную, которая отвечает за обеспечение ЦНС данными о различных запахах: приятных, съедобных либо различных неприятных. Для активизации данной системы можно использовать упражнения с пахнущими ручками или маркерами, продуктами с сильным запахом (например, цитрусы, хлебные изделия, шоколадные изделия, а также ароматические масла, ароматные крема и т.п.).
5) Слуховую, которая отвечает за обеспечение данными о различных звуках окружающей среды (которые бывают громкими, тихими, далёкими, близкими, высокими, низкими). Активировать данную систему можно прослушиванием музыки, играми с говорящими игрушками, воспроизведением различных звуков.
6) Зрительную, которая отвечает за обеспечение данными о различных объектах и предметах. Активизировать данную систему можно очками (даже солнцезащитными), лазерной ручки, пребыванием в тёмном помещении, ограничением обзора, индивидуальным рабочим местом.
7) Вкусовую, которая отвечает за обеспечение данными о вкусовых качествах продуктов (они могут быть сладкими, горькими, кислыми, острыми, солëными). Активизация происходит различными вкусами и консистенциями еды, хрустящей пищей, газированной водой.
Развитие сенсорной интеграции – процесс достаточно долгий, поскольку требует последовательности и планомерности при знакомстве ребёнка с разнообразными предметами, объектами и новыми данными.
Сенсорное воспитание проводится в основном в раннем возрасте, когда ребёнку исполняется 1-3 года. Дело в том, что именно в это время ребёнок получает первые представления о том, какими могут быть продукты на вкус, какие бывают предметы по цветам, формам, величинам, какие признаки они имеют – мягкие ли, пушистые, холодные или тёплые.
Задача родителей по мере взросления малыша давать ему возможность получать самые разнообразные представления. Ребёнка можно знакомить с:
· различными предметными свойствами (твёрдые-мягкие, холодные-горячие, пушистые-гладкие, деревянные и стеклянные, железные и пластиковые и т.д.);
· различными цветовыми оттенками (смешение цветов, знакомство с цветовой палитрой);
· различными геометрическими фигурами (круги, овалы, квадраты, прямоугольники, конусы, шары, кубы и пр.).
В процессе коррекционной работы специалисты используют различные методики для развития определенных органов чувств.
Например, для улучшения тактильного восприятия – ощущения ребёнком касаний, давления, тяжести, боли и пр. – рекомендуется играть с различными предметами природного происхождения или приобретать игрушки с разнообразной текстурой. Хорошие результаты дают игрушки из пластика, резины, дерева, а также предметы, отличающиеся мягкостью и пушистостью.
Успехом пользуются самодельные предметы в виде альбомов, куда помещаются небольшие тканевые лоскуты: они могут быть шерстяными, шëлковыми, меховыми. Помимо тканей можно прикреплять к альбомным листам кусочки полиэтилена, оберточной бумаги, москитных сеток, бархата, гофрированной бумаги и тому подобного.
Особо интересными для детей являются упражнения с применением фольги: её можно сминать, скатывать в шарики, разглаживать обратно. Кроме того, она подходит для оборачивания предметов, например, геометрических фигур, картонных или пластмассовых.
Из природных материалов используются шишки, колючие каштаны, ребристые грецкие орешки, гладкие жëлуди, а также разнообразные крупы. Последние можно брать для выполнения многих упражнений: ребёнок может погружать руки в заполненную крупой ëмкость и искать спрятанные предметы, пересыпать крупу из руки в руку, смешивать их, разделять. Также полезны игры с песком и камнями, пластилином и глиной.
Сенсорная интеграция для детей с ОВЗ необходима, если родители замечают проблемы в поведении ребёнка, если он не может делать домашние дела самостоятельно, если у него возникают трудности с учёбой и коммуникацией. Специалист не только скорректирует имеющиеся проблемы, но и научит ребёнка преодолевать трудности, разовьëт его внимание и концентрацию.
Психологический центр обучения Оранжевое солнце
Добавить комментарий