Логическое мышление у детей

Логическое мышление у детей пригождается им на всех этапах дальнейшей жизни – такие дети, как правило, быстрее прочих усваивают и преобразовывают всю поступающую им информацию.

Что же делать родителям, если у их ребёнка логика недостаточно развита? Можно ли изменить это самостоятельно или придётся обращаться к специалистам? В этой статье мы рассмотрим советы психологов, а также разберём упражнения на развитие логики.

Что это такое

Логическим мышлением называют навыки, которые позволяют проявлять благоразумие в различных ситуациях, упорядочивать мысли в голове, наделять их особым значением.

Ребёнок с развитой логикой проще проходит процесс обучения, ведь логические навыки дают возможность сравнивать и обобщать, группировать информацию, составлять своё мнение о ней, разрабатывать выводы и умозаключения, а также мочь доказывать их.

Поэтому многие родители заинтересованы в том, чтобы их ребёнок делал упор на занятия на логику – это не только полезно для мозга ребёнка, но и помогает в дальнейшей учебной жизни как в школе, так и в вузе.

Начинаем занятия

Согласно мнению специалистов, начинать подготовку для становления логических навыков можно уже в возрасте 2-4 лет – именно в это время малыши воспринимают мир наглядно-действенно, то есть видят окружающее и проводят свою «диагностику». Они могут что-то трогать, пробовать на вкус, подкидывать, разрывать и перекладывать, а значит, получать информацию о предметах.

Получение данных таким образом запоминается плохо, поскольку у малышей слабо развиты процессы памяти и внимания, именно поэтому они могут проделывать одни и те же вещи по несколько раз. Такое поведение считается пограничным возрастом, а вот уже позднее, в четыре года, у ребёнка начинает формироваться логическое мышление.

В этом возрасте можно выполнять различные простейшие задания: составлять пирамидку из кубиков, находить лишнее среди предметов, рассортировывать их и пр.

Упражнения для развития логики

Дошкольники – это дети, которые ещё не доросли до школьной парты, а ежедневно ходят в детский сад, посещают специализированные кружки для развития. Данная возрастная категория делится на три группы: дети в возрасте 2-3 лет, в возрасте 4-5 и в возрасте 6.

Для малышей 2-3 лет, в первую, очередь важно создать условия, в которых бы им захотелось узнавать новое. Родители должны давать ребёнку свободу действий и самовыражения, не ругать, а поощрять. Для первых занятий идеально подойдут действия с песком и водой. Кроме того, важно ознакомить ребёнка с разнообразием существующих форм, размеров и цветов – для этого сгодятся даже подручные предметы. При регулярном выполнении упражнений ребёнок научится рассуждать: вода и песок; песок сухой, но можно налить воду; с водой песок станет мокрым и т.д.

В возрасте 4-5 лет дети уже могут сравнивать. Родители должны помочь малышу расширить видение окружающего – подсказывать, как разнообразен наш мир, как сменяются времена года, как способны меняться сами дети и пр. Важно показать, что мир изменчив и разнообразен, способен состоять из множества вариантов, поэтому для решения каких-либо вопросов нужно учиться анализировать и применять логику в жизни (например, про время года: зимой очень холодно, растений нет, поэтому нет насекомых и пр.).

В старшем дошкольном возрасте (6-7 лет) можно применять те же упражнения, что и раньше, но давать ребёнку полную свободу в выполнении задач. В это время ребёнок начинает интересоваться деятельностью со схемами и знаками, цифрами. Он учится сравнивать предметы и события, классифицировать их, строит предположения, может пытаться доказывать их, систематизирует данные, ищет разницу и пр. В этом возрасте необходимо начинать осваивать счёт – хотя бы до 10 – как количественно, так и порядково.

Упражнения для младших школьников

Особенность детей младшего школьного возраста в том, что они думают не тогда, когда захотят, но и тогда, когда это требуется – во время школьных уроков или выполнения домашнего задания.

При познавательных процессах мышление у ребёнка проявляется как сознательное, произвольное, планируемое и программируемое. В этот период у малыша происходит развитие понятийного мышления.

В данном возрасте работает словесно-логистическая либо абстрактно-логическая типология осмысления. То есть детям, учащимся в начальных классах, важна наглядность – тогда они смогут сделать какие-то выводы, сопоставив суждение и предмет, явление или событие.

Подростковый период

Подростки – это дети, которые проживают особый жизненный период, который влияет не только на отношения с семьей и сверстниками, но и даже на логические процессы.

В это время происходят изменения в сознании, ребёнок взрослеет и жаждет самостоятельно познавать мир. Читая книги, общаясь с ровесниками, обучаясь в школе, подросток учится понимать научные понятия, осваивает теоретическое и понятийное оперирование данными. Кроме того, взросление позволяет осваивать всё большие объёмы учебного материала.

Советы специалистов

Родители, которые желают развить логическое мышление у ребёнка, в первую очередь должны изучить эту тему самостоятельно – рассмотреть методики, выбрать те, которые они смогут применить к ребёнку, подобрать упражнения под возраст малыша.

Главное условие занятий – это добровольный, непринудительный характер обучения, поскольку в противном случае это ребёнок не только почувствует отвращение к обучению, но и перестанет доверять родителям.

Логическое мышление у детей безусловно важно – но стоит помнить, что, в первую очередь, важен комфорт ребёнка, его удовольствие. Поэтому принуждать никого не нужно – гораздо проще вызвать у малыша желание обучаться.

Психологический центр обучения Оранжевое солнце
  • Обсуждение закрыто.

    Похожие материалы