Generic selectors
Exact matches only
Search in title
Search in content
Post Type Selectors

Диагностика и коррекция внимания у детей

banner

Один из самых частых запросов родителей, который слышит нейропсихолог на приеме, связан с диагностикой и коррекцией внимания у детей. Конкретные жалобы при этом весьма разнообразны.

коррекция внимания у детей

Типовые жалобы родителей

Родители часто говорят о том, что ребенок с трудом сосредотачивается на выполнении домашних заданий, легко отвлекается на шум за окном или делает странные “уму не постижимые” ошибки на письме и при выполнении счетных операций.

Родители говорят и о том, что ребенок почти не делает ошибок в начале выполнения задания, а потом почему-то становится невнимательным и привносит их в изобилии, или при выполнении домашнего задания начинает решать задачу, не дочитав условия и часто, оказывается, что сделал совсем не то, что требовалось.

В этом перечне не обходится и без непоставленных точек и проигнорированных красных строк, заученных наизусть коварных словарных словах, в самых простых из которых ребенок все же умудряется делать ошибки.

Итак, запрос сформулирован. Далее необходимо понять какие именно реальные трудности стоят за теми проявлениями, которые подметили родители. И это на самом деле тонкий диагностический процесс, направленный не столько на оценку функций внимания, памяти, мышления и других, а на исследование тех компонентов, которые лежат в основе каждой психической функции.

Основы внимания

В основе внимания с точки зрения нейропсихологии лежат 2 фактора:

1. Фактор общей и избирательной психической активации

Его работа связана с глубинными, базовыми структурами головного мозга. Для осуществления любой деятельности мозгу нужна энергия, поступающая в определенном количестве на протяжении определенного времени (без сбоев).

Кстати, это основа не только внимания, но любой психической функции. При неполадках в работе этой системы ребенок будет демонстрировать быструю истощаемость, увеличение ошибок к концу задания в любой деятельности, будь то зачеркивание знаков в таблице или написание упражнения в тетради.

В этом случае на ребенка не будут действовать “кнуты и пряники”, т.к. они не могут заменить энергетического компонента, которого недостает.

2. Фактор планирования, программирования и контроля за психической деятельностью и фактор переключения

Его работа связана с самыми молодыми структурами – лобными отделами коры головного мозга. Для успешного выполнения любой работы необходимо ее спланировать, определить последовательность совершения операций, контролировать каждый этап выполнения, а по окончании успешно переключаться на новый фронт работ.

У детей с недостаточностью этого компонента возникают многочисленные ошибки на письме, как то: игнорирование знаков препинания, пропуски букв, слогов, слов или их дублирование (например, коровва, машшна), недописывание окончаний. Задачи по математике они начинают решать, не дочитав условие до конца и, получив ответ, не сверяют его с вопросом задачи.

Диагностика внимания у детей

Итак, в процессе диагностического исследования важно определить, какой компонент в структуре психической функции (например, внимания) работает недостаточно эффективно. Это принципиально важный вопрос, прежде всего для дальнейшей коррекционной работы, ведь она будет строиться исходя из центральной проблемы. Это не будет программа, направленная на предложение ребенку всего спектра коррекционных упражнений, накопленных в психологической науке для коррекции внимания.

Выше кратко изложены только те случаи, при которых запрос, жалобы родителей на недостаточность внимания у ребенка в целом являются будущей коррекционной мишенью. Нередко бывает и так, что видимое невнимание маскирует трудности совсем другого типа.

Жалобы на невнимательное выполнение заданий, проиллюстрированные такими примерами: ребенок путает при записи в тетрадь цифры 6 и 9 или в диктанте не дописывает до конца предложения, путает слова. В первом случае можно предположить имеющиеся у ребенка трудности в сфере пространственных представлений, во втором – недостаточный объем слухоречевой памяти.

Однако, и в том и в другом случае точно можно говорить об имеющихся трудностях только после подробного диагностического исследования.

Хотите научиться профилактировать возможные и корректировать уже возникшие трудности в обучении детей? Тогда записывайтесь на семинары по нейропсихологии детского возраста.  Ближайшие даты и описание Вы найдете по ссылке.

Психологический центр обучения Оранжевое солнце Тэги: ,
  • Добавить комментарий

    Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

    Похожие материалы