Арт-терапия в работе с агрессией

Арт-терапия в работе с агрессией выступает комплексом мер, позволяющим разобраться в причинах агрессивного поведения и предлагающим методики по стабилизации эмоционального состояния.

Агрессивное поведение ребёнка не является нормой – это нарушение, распространённое среди дошкольников, которое требует обязательного контроля и коррекции.

Причины

На появление и проявление агрессивности у ребёнка могут влиять несколько факторов:

Как правило, наибольшее влияние на становление агрессивного поведения детей оказывают семейная среда и воспитание – к ним относят эмоциональные отношения, тип поведения, одобряемый родителями, наличие или отсутствие определённых границ дозволенного, а так же привычные реакции на поступки, совершаемые ребёнком. Всё это должен изучить психолог, чтобы понять – перенял ли ребёнок модель поведения родителей или причиной его агрессии является что-то другое.

Помимо этого, агрессивное поведение может обуславливаться психическими или физическими факторами:

1) Агрессивная реакция характерна для детей младшего возраста – младенцев и грудничков, поскольку их функции самоконтроля ещё не сформированы;

2) Такое поведение не должно восприниматься однозначно, так как оно выполняет ещё и защитную функцию – самосохранение.

Коррекционная работа

Как правило, терапия проводится совместно со взрослыми – то есть в коррекционной работе участвует как сам ребёнок, так и его ближайшее окружение – родители, члены семьи, педагоги.

Если причиной плохого поведения ребёнка является копирование поведения родителей, то им так же предстоит терапия, в ходе которой: 1) их установки изменяют с негативных на позитивные; 2) учат менять характер взаимодействия с ребёнком; 3) расширяют поведенческий репертуар взрослых.

Основные элементы терапии для ребёнка с агрессивным поведением заключаются в следующем:

Задача родителей и специалистов – найти такие способы деятельности, которые позволят ребёнку дистанцироваться от негативных эмоций, снять напряжение.

Арт-терапия

Терапия искусством широко применяется для различных возрастных категорий – в том числе для детей дошкольного и школьного возраста. Коррекционная работа с агрессивными детьми является особо эффективной, так как терапия строится на применении изобразительных средств.

Многие дети, имеющие трудности с контролем эмоций, находят успокоение в играх с водой и глиной, пластилином и песком. Кроме того, изотерапия предполагает использование различных способов рисования – пальцами, ладонями, ступнями, что так же положительно влияет на эмоции ребёнка.

Для коррекции агрессивности специалисты предлагают ставить спектакли, где каждому проблемному ребёнку будет отводиться определённая роль с позитивной силовой характеристикой. Ребёнок может играть принцев, рыцарей и богатырей. Кроме того, в спектакль можно привнести элементы подвижных игр – они помогут нейтрализовать негативные эмоции, снять напряжение, научить общаться со сверстниками.

Для обучения контролю над импульсивными поступками рекомендуют заниматься пальчиковой гимнастикой – в процессе занятий ребёнок обучается терпеливости, концентрации и усидчивости.

Песочная терапия так же применяется для стабилизации эмоционального состояния ребёнка – создание картин из песка, пересыпание его из одной ёмкости в другую способствует релаксации ребёнка.

Как правило, подбор методик и упражнений осуществляет специалист – он изучает поведение ребёнка, характерные для него поступки и состояния, и на их основе разрабатывает эффективную методику коррекции.

Арт-терапия в работе с агрессией играет немаловажную роль – она является наиболее популярным способом терапии, поскольку ребёнок в силу возраста оказывается не готов к иным видам психотерапии. Искусство в данном случае является помощником и якорем, который учит и помогает обрести спокойствие.

Психологический центр обучения Оранжевое солнце
  • Обсуждение закрыто.

    Похожие материалы