Generic selectors
Exact matches only
Search in title
Search in content
Post Type Selectors

Кто такой арт-терапевт

banner

Пройдите опрос и узнайте, чем Вам может помочь арт-терапия




Если Вы ответили "Да" хотя бы на один вопрос, то Вам точно подходит арт-терапия

В процессе изучения профессиональных ресурсов, сообщений и отзывов в социальных сетях рассказы участников арт-терапевтических групп можно легко узнать: они отличаются от других фото-отчетов яркостью красок, необычными предметами и инсталляциями.

Довольные и перемазанные краской участники тренинга позируют на фоне красочных рисунков и поделок. Со стороны участие в арт-сессиях представляется праздником творческого самораскрытия и экспрессии. И это действительно так: впервые попавший на арт-сессию участник оказывается в атмосфере безусловного принятия  своих творческих проявлений и личных особенностей, получает доступ к разнообразным творческим материалам и поддержку ведущего и других участников группы. Но только ли в создании таких условий заключается работа арт-терапевта? Кто такой арт-терапевт? Кто имеет право вести арт-терапевтические группы и индивидуальные занятия? Давайте разбираться.

Разумеется, возможность реализоваться через непрофессиональные занятия творчеством очень привлекательна для потенциальных участников. В последнее время можно отметить бум моды на различные хенд-мейд занятия, рукодельные мастер-классы. Возможно, это обусловлено своеобразной сенсорной и творческой депривацией современного человека, существующего в жестких условиях «выживания» в мегаполисах.

На любой спрос будет предложение и количество различных околопсихологических «арт-терапевтических» проектов и тренингов растет в геометрической прогрессии. При этом зачастую уровень подготовки и представление ведущих о механизмах арт – терапевтического процесса очень различно. При слабой подготовке тренера в лучшем случае участникам будет предложено обычное изготовление каких-либо поделок своими руками, в худшем – возможна неэтичная трансляция своих личных (религиозных, эзотерических, философских) установок.

Поэтому необходимость разбираться в определениях и профессиональных требованиях к профессии арт- терапевта представляется важным не только для участников психологических программ и тренингов, но и для самих тренеров, ведущих и преподавателей. Четкое понимание требований к своему образованию и границ своей компетенции является одним из важных признаков профессионализма.

 «Родиной» арт-терапии как профессионального направления считается Великобритания. В настоящее время там и в США существуют строгие нормы допуска к арт – терапевтической практике, организовывать которую могут только специалисты, получившие дипломы MA in Art Therapy на основе обучения и защиты на экзамене. Все они имеют также регистрацию в профессиональных арт-терапевтических организациях.

В нашей стране, где арт-терапия не признана как отдельная специальность, заниматься ей могут различные специалисты (преимущественно с психологическим, психотерапевтическим, медицинским, педагогическим образованием). В области арт-психотерапии в нашей стране могут работать психологи, психотерапевты, прошедшие дополнительную подготовку по арт-терапии. Иными словами, арт-психотерапия является лишь инструментом в руке мастера, преследующего те же профессиональные задачи, что и приверженцы других психологических школ.

 Художники, педагоги, специалисты дополнительного образования могут реализовывать арт-методы как форму развивающей, профилактической, педагогической практики, без акцента на психотерапию. В этом случае акцент делается на развивающий, поддерживающий, раскрывающий творческие возможности участника или группы людей потенциал метода. Но и в этом случае для них обязательно прохождение образовательного курса по основам арт-терапии.

При выборе обучающей программы стоит обратить внимание на практический опыт, образование и квалификацию ведущего, его стаж по предлагаемому направлению, наличие систематического повышения квалификации и супервизии. Важно понимать, что у практикующего специалиста вряд -ли будет в перечне его компетенций большой разброс различных методов, и категорий клиентов, с которыми он умеет работать. Чаще всего опытный педагог и ведущий имеет накопленный опыт и арсенал практических методов в нескольких связанных между собою профессиональных нишах и не может учить «всему».

Множество различных «бессистемных» арт-терапевтических тренингов и мастер-классов, появившихся сейчас на рынке, не являются достаточными для получения права оказывать арт-терапевтические услуги. Программы профессионального арт-терапевтического образования отличаются от них не только продолжительностью и количеством часов, но и подбором учебных дисциплин и теоретических знаний.

Помимо овладения  комплексом теоретических знаний результатами качественного обучения будут понимание основ профессиональной этики, а также возможность получить богатый практический арт-терапевтический опыт в индивидуальной и групповой работе. Крайне важно оценить профессиональную репутацию центра или института, выдающего документы, и их соответствие общероссийским требованиям.

Параллельно с повышением собственной профессиональной компетенции в сфере психотерапии, по мнению А.И. Копытина, председателя «Арт-терапевтической ассоциации», важное место в обучении арт-терапевта занимает овладение различными художественными практиками и изучение существующих в обществе форм изобразительного искусства.

Подводя итоги, можно отметить, что для успешной арт-терапевтической практики от специалиста требуется получить профессиональную теоретическую подготовку и иметь возможности для систематической арт-терапевтической практики. Как и для любого психолога, психотерапевта или тренера, для арт-терапевта важно регулярное повышение квалификации, возможность общаться и обмениваться опытом в профессиональном сообществе.

Теперь вы знаете кто такой арт-терапевт?

Автор статьи:  Абрамовой Елены, преподаватель по детской арт-терапии

Психологический центр обучения Оранжевое солнце
  • Добавить комментарий

    Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

    Похожие материалы