Нейропсихология СДВГ

Нейропсихология СДВГ изучает природу появления и развития расстройства, его протекания, а также позволяет составить программу коррекции в зависимости от типа имеющейся дисфункции.

СДВГ рассматривается как неврологическую поведенческую дисфункцию развития, проявляющуюся ещё в раннем возрасте. Особенность расстройства заключается в том, что оно имеет хронический характер и на данный момент ничем не излечивается.

Диагностику можно проводить в позднем дошкольном или школьном возрасте, так как специалистам необходимо оценить поведение клиента в различных обстановках (школа-дом). При наличии нарушений, связанных с обучением или осуществлением социальных функций, ставится соответствующий диагноз.

Согласно заключениям исследователей, СДВГ имеет генетическую природу возникновения: нередко у лиц с наличием СДВГ появлялись дети, унаследовавшие данное нарушение. Кроме того, заболевание проявляется у тех, в чьей наследственности присутствовали ОКР, тики, синдром Туретта.

К факторам риска развития относят генетические, семейные, перинатальные. Рассмотрим статистику. Согласно ей, женщины, у которых во время беременности произошло ранее повреждение ЦНС, имеют 84% вероятность родить ребёнка с СДВГ. По генетическим причинам такой процент составляет 57, из-за негативного влияния наследственных факторов – 63%.

Основу появления синдрома составляют дисфункции активирующей системы ретикулярной формации. Она отвечает за координацию обучения и запоминания, выработку поступающих данных и спонтанную концентрацию. Соответственно, из-за невозможности адекватно обрабатывать информацию страдают зрительные, звуковые, эмоциональные области – ребёнок считает поступаемые стимулы избыточными, они вызывают волнение и агрессию.

Специалисты допускают возможность, что появление дисфункции связано с мутациями генов, регулирующих дофаминовые рецепторы.

Е.А. Осипова провела ряд исследований на детях в возрасте 5-9 лет. Согласно полученным результатам, отклонения ВПФ можно разделить на четыре типа:

1) В 42% случаев дисфункция связана с недостатком базальных мозговых структур, задержкой развития доминантности левого полушария и недостаточной корково-подкорковой регуляцией. Среди симптомов выделяют: позднее определение рабочей руки, проблемы с формированием двигательных программ.

2) В 20% случаев второй тип характеризуется дисфункциями правого полушария и недостатком подкорковых мозговых структур. При данном виде СДВГ симптомы то проявляются, то исчезают.

3) В 29% случаев у пациентов были отмечены недостаточность базальных мозговых структур (первой степени), а также сниженные, по сравнению с нормой, интеллектуальные показатели. Стоит отметить, что по мере взросления динамика достаточно медленно, но улучшается.

4) В 9% случаев у детей были сохранены базальные структуры мозга, но отмечалась несформированность лобных долей левого полушария. Среди симптомов были: недостаточное речевое программирование, слабый контроль при выполнении поэтапных действий, агрессивность, трудноуправляемость.

При наличии повреждений участков мозга у детей основной причиной считают гипоксию в родах – недостаток поступаемого в мозг ребёнка кислорода. Особо опасной считают стремительно развивающуюся гипоксию, поскольку защитные механизмы ребёнка справиться с ней не могут. Она вызывает локальные повреждения и гибель белого вещества в мозге и возникает, в основном, в родовой период.

Что происходит при гипоксии по время родов:

В 1-1,5 года нейроны коры уже устанавливают достаточное количество связей, способных нормализовать мышечный тонус и рефлексы (чтобы ребёнок мог ходить самостоятельно). Чтобы устранить возможные двигательные нарушения, в процессе развития движений должны участвовать как лобные, так и иные отделы мозга.

В 1,5-2 года ребёнок начинает социально развиваться. Некоторые эмоции и действия заложены в него генетически в программу развития ЦНС. Поэтому из-за недостаточного уровня связей между нейронами коры у детей могут проявляться нарушения. Среди них: дисфункции воспитания, общения, дисциплины поведения; избыточная активность, сложность при получении навыков опрятности. Дети в возрасте 2-4 лет чрезмерно активны, это считается нормой. Однако при гиперактивности, неспособности сконцентрироваться и импульсивности поступков у детей старше 4 лет необходимо посетить специалиста – это может быть синдромом СДВГ.

В первую очередь, СДВГ затрагивает эмоции и ощущения ребёнка: дети эмоционально нестабильны, импульсивны и вспыльчивы, при этом наблюдается ранимость, неуверенность в себе. Такие дети не терпят монотонных действий, не запоминают большие объёмы материала, бросают дела на полпути.

Среди основных причин дисфункций развития ЦНС выделяют инфаркты белых веществ мозга при гипоксии либо родовых травмах. Это соотносят с лекарственной или механической подготовкой шейки матки и стимуляции родов или схваток.

Нейропсихология СДВГ, как было сказано выше, основной причиной появления данной дисфункции рассматривает агрессивное ведение родов и стимуляцию роженицы. Поэтому, чтобы избежать появления заболевания, рассматривайте только естественные роды, которые не принесут за собой негативных последствий.

Психологический центр обучения Оранжевое солнце
  • Обсуждение закрыто.

    Похожие материалы