Нейропсихология ДЦП

Нейропсихология ДЦП изучает взаимосвязь между нарушенными функциями мозга и, собственно, самим диагнозом. На основе полученных результатов специалисты разрабатывают индивидуальные коррекционные методики, способные повлиять на дисфункции.

За последние годы увеличилось число детей, имеющих нарушения психического развития: сосудистые и костно-мышечные заболевания, ДЦП, эпилепсию и т.п. Главной причиной этих проблем является поражённая ЦНС. Происходит это из-за внутриутробного поражения, или дисфункция проявилась у ребёнка в раннем возрасте, поскольку имели место быть черепно-мозговые травмы или болезни.

Подкорковые мозговые системы отвечают за формирование и регламентирование условий и целостных механизмов, способных удовлетворить базовые потребности различного характера.

Широкий перечень обеспечиваемых ими функций реализуется за счёт взаимодействия нейробиологических и психосоматических процессов человека. Это позволяет образовать базис для онтогенеза. Однако его дефицитарность ведёт к дисфункциям и нарушениям процессов развития, происходящих в человеческом мозге.

Нейропсихология и применяемые ей технологии на данный момент являются одними из самых эффективных при изучении терапии дисфункций процессов развития. Данная область психологической науки рассматривает и изучает нарушения, происходящие в мозговых функциональных блоках:

1) Первый блок – энергетический, он регулирует уровни мозговой активности и содержит неспецифические структуры разнообразных уровней: например, неспецифическую структуру среднего мозга и диэнцефальных отделов, лимбическую систему, ретикулярную формацию мозгового ствола и пр. Данный блок отвечает за формирование, контроль (активизацию, катализацию, затормаживание) и моделирование соматических, когнитивных, эмоционально-потребностных процессов. Кроме того, он формирует статусы и иерархичность регуляторных уровней поведения личности, балансирует их, в зависимости от изменений во внешней либо внутренней среде. Первый блок относится напрямую к процессам внимания и сознания человека: он запечатляет, хранит и перерабатывает информацию, что означает, что любая психическая деятельность осуществляется именно с его помощью. Данный уровень– олицетворение «я хочу».

2) Второй блок отвечает за приём, обработку и сохранение поступающих извне данных. К нему относят основную анализаторскую систему: зрительно-слуховую, кожно-кинестическую, чьи корковые зоны находятся в задних отделах больших полушарий мозга. Мозговая организация здесь обеспечивается за счёт височных, теменных, затылочных и наружных отделов коры больших полушарий. Кроме того, сюда же относят и премоторные отделы – без них чтение информации невозможно. Они содержат в себе навыки, которые человек приобрёл в течение жизни или которые были изначально – письмо и речь, сенсомоторные паттерны (еда столовыми приборами, завязывание шнурков, приготовление пищи и пр.), память, алгоритмы мышления. Второй блок представляет собой сложнейшее устройство, призванное обеспечивать получение, переработку и хранение данных, получаемых от осязательных, зрительных и слуховых приборов. Данному уровню подходит фраза «я могу».

3) Третий блок отвечает за программирование, регуляцию и контроль над протекающей психической деятельностью и включает в работу моторный, премоторный и префронтальный отделы коры лобный долей. Последние отличаются сложным строением и множеством двусторонних связей, включающих корковые и подкорковые структуры. Из-за анатомического строения третий мозговой блок играет главную роль в программировании замыслов и целей психической деятельности, регулирует и осуществляет контроль по результатам определённых действий и всего поведения в общем. Третий блок позволяет строить перспективные планы, цели и задачи; выбирать способы и методы их осуществления, упорядочивать и ранжировать этапы, своевременно реагировать, предугадывать ошибки и корректировать планы. Данный уровень характеризует фразу «я должен».

В идеале все вышеперечисленные блоки мозга должны работать сообща и каждая психическая деятельность должна включать в себя все блоки. Однако не всегда это возможно.

Нарушение работы аппаратов первого блока снижает модально-неспецифический тонус коры, что делает избирательное протекание деятельности психических процессов практически невозможным.

Нарушения работы аппаратов второго блока отрицательно влияют на условия, способствующие обработке и приёму поступающих данных,

соответственно, это ведёт к появлению зрительных, слуховых, пространственно-кинестических дисфункций.

Нарушения работы третьего блока в первую очередь влияют на активную переработку информации – человек испытывает трудности с программированием действий, не может регулировать их, с трудом разрабатывает намерения.

Коррекционная работа для детей с ДЦП предполагает использование следующих направлений: 1) когнитивные методы, позволяющие преодолеть трудности в усвоении речи, счёта, слухо-речевой памяти; 2) двигательную коррекцию: лечебную физкультуру, танцы, гимнастику.

В большинстве случаев терапия основана на обоих направлениях, так как они имеют взаимодополняющие факторы, положительно влияющие на эффективность терапии.

Нейропсихология ДЦП по-прежнему изучается специалистами, но одно можно выявить точно: для хороших результатов необходимо внедрять технологию комплексного нейропсихологического сопровождения развития ребёнка. На данный момент она зарекомендовала себя на практике в качестве эффективного инструмента, который позволяет описывать работу различных вариантов отклонений в развитии.

Психологический центр обучения Оранжевое солнце
  • Обсуждение закрыто.

    Похожие материалы