Как научить ребёнка считать

banner

В этой статье мы разберем, как научить ребёнка считать: перечислим основные способы обучения, рассмотрим нюансы и влияние этого навыка на общее развитие ребёнка.

Как мы знаем, у людей есть базовые навыки. К ним относят в том числе чтение, письмо и счëт, которые необходимы не только для успешной учëбы, но и нормальной жизни человека. При обучении детей родители чаще всего сталкиваются с трудностями в области подсчëта, ведь объяснить малышу, как нужно правильно считать, достаточно сложно.

Особенности обучения

Основная сложность заключается в том, что дети от природы непоседливы и с трудом сосредотачиваются на чём-то. Именно поэтому начинать обучение нужно в форме игры, чтобы поддерживать интерес ребёнка и не перенапрягать его. Проводить такие мини-занятия можно где угодно: дома и на улице, за столом или на полу.

Дети школьного возраста уже обладают способностью к концентрации, поэтому заниматься с ними можно немного дольше — например, по 20 минут несколько раз в день.

К обучению лучше подготовиться заранее: настроиться на нужный лад и расслабиться, чтобы ребёнок не злился и не ругался, когда у него что-то не получается. Кроме того, в процесс обучения можно подключать любые окружающие предметы: посуду, игрушки, фрукты и так далее — те предметы, которые постоянно нас окружают и дадут понять, что счёт в жизни необходим.

Возрастные особенности

Каждый ребёнок уникален, поэтому развитие детей протекает по-разному: некоторые готовы совершать шаги в учёбе уже в три года, некоторым сложно начать обучение и в пять лет. Это нормально, однако не стоит забывать, что существуют определённые возрастные нормы. Так, например, начинать обучение счëту можно и в возрасте двух лет: дети могут считать от 0 до 3. В 2-3 года ребёнок способен считать до десяти, если с ним занимаются и наглядно демонстрируют предметы.

В период 3-4 лет цифры повышаются до 20, и здесь также важна наглядность. Можно использовать карточки, картинки в книгах, подручные предметы. В 5 лет ребёнок может научиться считать до 100, однако если ребёнку сложно, не стоит его заставлять. Вернуться к занятиям можно спустя время.

В 6 лет, как правило, дети переходят от наглядного счёта к счёту в уме. Для того, чтобы это выходило легче, можно предварительно тренировать обратный счёт и называние цифр в произвольном порядке.

Сложение и вычитание

Как правило, ребёнок умеет складывать и вычитать цифры уже в возрасте пяти лет. Начинать следует с подсчёта предметов, а затем переходить на решение простых примеров в уме. Если сначала ребёнок просто изучает цифры, то спустя время к ним необходимо добавлять несложные арифметические действия.

В самом начале пути необходимо придерживаться правила «чем проще, тем лучше», чтобы ребёнок не злился, а занимался с удовольствием. Поэтому на первых этапах к цифрам лучше прибавлять по одной единице, а затем увеличивать числа.

Для лëгкого сложения и вычитания рекомендуется для начала изучить состав чисел. Например, число 4 — это 2 и 2, 1 и 3, 4 и 0. Ребёнок сможет лучше ориентироваться в числах и, соответственно, лучше решать примеры.

Кроме вышеперечисленного, родители должны изучить с малышом значения «больше» и «меньше». Сделать это можно на примере иллюстраций в книгах: например, можно спрашивать ребёнка, каких цветов больше, каких — меньше. Также необходимо пояснить значение слова «поровну» или «равно».

Методы обучения

Для дошкольников и детей раннего школьного возраста были разработаны различные методики для обучения счёту. Применять их можно как отдельно, так и вместе. Рассмотрим некоторые из них.

Метод Сергея Полякова основан на том, что обучение стоит начинать, когда ребёнок в нём заинтересован. Автор методики придерживается мнения, что в начале обучения не нужно использовать счётные палочки, пальцы, а прибавление к числу единиц не способствует развитию мышления. Гораздо лучше, если ребёнок устно всё проговаривает: называет окружающие предметы, учится их распознавать, считает про себя, и уже затем совершает арифметические действия.

Первый этап — работа с числами до 10 и изучение числовых составов. Второй этап — решение примеров с двузначными числами и постепенное усложнение обучения.

Метод Петерсон предполагает развитие логического мышления и основан на использовании различных игровых заданий на смекалку. По методике автора ребёнок ежегодно изучает одну и ту же информацию, но с различной степенью сложности.

Многие дошкольники, например, обожают игру «Числовой луч». Она заключается в том, что ребёнку задают простые примеры вроде 3+3, и ему нужно, стоя на этом луче, сказать ответ. Малыш стоит на отметке 3, а значит, ему нужно шагнуть вперёд 3 раза и сказать получившееся число. Такие мгрв не только поддерживают интерес ребёнка, но и позволяют в игровой форме

изучить состав чисел. Все игры и задания можно найти в печатных изданиях, чтобы родители могли заниматься с детьми самостоятельно.

Метод Школы Соробан основан на устном счёте. Дело в том, что занятия здесь задействуют оба полушария мозга и направлены на развитие сразу нескольких навыков: воображения, реви, памяти и так далее.

Для обучения используются счёты, что позволяет увидеть динамическую картинку, а затем использовать метод ассоциаций. Так ребёнок быстрее запоминает новую информацию и учится анализу.

В целом вопрос, как научить ребёнка считать, не сложный. Главное — помнить основные принципы занятий и не забывать, что торопиться некуда. Всё должно происходить по желанию ребёнка и для его удовольствия.

Психологический центр обучения Оранжевое солнце
  • Добавить комментарий

    Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

    Похожие материалы