Техники транзактного анализа

Транзактный анализ (ТА) — популярная психотерапевтическая методика, предназначенная для группового и личностного роста. Разработал её Эрик Берн в 1998 году. Принцип основан на взаимодействии в сознании человека трёх субличностей — ребёнка, взрослого и родителя. Целью тренировок транзактного анализа является изменение личности в требуемую сторону.  Рассмотрим техники транзактного анализа проведения транзактного анализа.

Техника 1. Определение эго-состояний

Сначала человек должен заполнить колонку способов поведения для каждой субличности — ребёнка, взрослого и родителя. Ему предлагают список действий, чувств, жестов, высказываний и мыслей каждой субличности, а пациент уже сам заполняет колонки по каждой из них. После этого нужно определить — какая из субличностей занимает какое время в течение суток. Так определяют доминирующую субличность. Иногда данные рисуют в виде графика со столбиками. После анализа, человек определяет, что именно он хотел бы изменить, на какую субличность оказать воздействие.

Техника 2. Определение транзакций

Транзакции — это взаимодействие между разными эго-состояниями. Транзакции бывают параллельные (взрослый-взрослый, ребёнок-ребёнок и родитель-родитель) и перекрёстные (родитель-ребёнок, взрослый-родитель, ребёнок-взрослый). Для их проработки в группе используются сценарные ролевые диалоги, когда каждый выбирает себе роль, например — родитель и ребёнок, супруги, взрослый и родитель и т. д. Важно, чтобы каждый участник обязательно изучил своё поведение во всех этих трёх ролях.

Техника 3. Поглаживания

Поглаживания — это некоторые действия коммуникативного характера, направленные к другим людям. Они могут быть вербальными и невербальными. Поглаживания разделяют на негативные и позитивные. Суть техники заключается в том, чтобы определить, какие поглаживания человек хочет получать, какие он сам отдаёт другим, что он хочет изменить в своём поведении и как можно подкорректировать отношение других, изменяя свой профиль поглаживаний. Пациент обязательно пробует обмениваться вербальными и невербальными поглаживаниями в группе и на основании полученных данных составляет индивидуальную карту поглаживаний. 

Техника 4. Структурирование времени

Теория Берна подразумевает, что есть шесть способов структурирования времени. Во время занятий данной техникой участники учатся взаимодействовать друг с другом, используя поочерёдно все шесть техник. Например — в одном разговоре используется одна техника структурирования времени, а в другом — вторая, третья и т. д. Кроме того, участники составляют карту своего дня и отмечают там, сколько времени они тратят на все эти шесть способов структурирования. Эта техника напрямую связана с навыками планирования и выполнения планов.

Техника 5. Определение сценария жизни

Для определения жизненного сценария используют специальные опросники. Затем анализируют ответы и определяют преобладающий сценарий. Кроме того для выяснения любимого сценария поведения используются такие упражнения, как рассказ басни и представление себя её героем, рассказ сна, игра на сцене и др. Выясняют, кто любимый герой человека, какая его любимая басня или рассказ.

Обязательно идёт проработка сценария поведения в стрессовых ситуациях, которые закончились негативно для пациента, как он вёл себя сейчас, несколько лет назад, в юношестве и в детстве и что именно привело к негативному результату. Вот этот сценарий и нужно заменить на другой, который приносит успех. Также техника позволяет устранить негативные и ограничивающие паттерны и определить активизирующие драйверы, чтобы чаще использовать их.

Техника 6. Работа с игнорированием ситуаций

Игнорирование стрессовых ситуаций провоцирует пассивное поведение, что отключает механизм устранения данной ситуации, следовательно, она повторяется снова и снова. Техника работы с игнорированием включает такие упражнения, как анализ неприятных ситуаций, определение, что именно человек игнорировал, какие варианты действий других людей явно говорят о том, что они игнорируют ту или иную ситуацию и т. д. Для работы используют специальную матрицу игнорирования, которую каждый участник заполняет самостоятельно.

Техника 7. Работа с мировосприятием и его искажением

В данной технике используется взаимодействие между участниками группы, которые применяют в разговоре друг с другом отклоняющие или блокирующие трансакции. Трансакция — это коммуникативная конструкция, которая считается единицей общения. В разговоре участвуют люди в трёх ролях — клиента, адвоката и наблюдателя. В разговоре между ними должно быть затронуто как можно больше вопросов. В одном разговоре человек должен сохранять свою роль, то есть, использовать либо только блокирующие, либо отклоняющие трансакции. Потом следует поменяться ролями.

Техника 8. Работа с симбиозом

Данная техника выполняется в парах. Сначала люди в паре стоят, опираясь друг на друга, например, на вытянутые ладони друг друга или просто облокачиваются спинами. Важно, чтобы равновесие поддерживалось другим человеком (обоюдно). Вторая часть упражнения — постепенный переход в самостоятельное балансирование, но без разрыва физического контакта. Третья часть — один из партнёров стоит неподвижно, а второй убирает руки или спину. На каждой стадии участник должен почувствовать свои ощущения и эмоции. В большинстве случаев при разрыве контакта может проявляться небольшой страх или неуверенность.

Техника 9. Система рэкета

Упражнения заключаются в моделировании и проигрывании ситуаций, когда по досадной оплошности или вине самого человека его ждут те или иные неприятности. Участники моделируют такие ситуации и описывают свои чувства. На основании анализа данных составляется система рэкета, которая преимущественно используется пациентом в повседневной жизни. Отмечаются проблемные моменты и проигрываются те же самые ситуации, но с изменённым поведением.

Техника 10. Игры и их анализ

Знаменитая книга Эрика Берна «Игры, в которые играют люди» рассказывает о теории автора. Техника основана на этой теории и подразумевает игру участников, моделирующую разные жизненные ситуации. Описание результатов проводится в терминах специальной «формулы И». В процессе игры участник определяет свою преимущественную модель поведения (игры) во взаимодействии с другими людьми.

Техника 11. Контракты на изменение

Техника направлена на заключение с собой контракта на то или иное изменение. Для этого нужно, главным образом, мотивировать своего внутреннего «ребёнка». В начале человеку нужно поставить себе цель, в формулировке которой не должно быть негативных высказываний (не курить, не бояться и т. д.). Формулировка цели должна быть позитивной. Затем следует определить, чем придётся пожертвовать для достижения цели и понять — безопасно ли это, стоит ли ожидаемого результата? После этого — поставить себе 5 промежуточных целей и сроки их выполнения. Всё это обязательно сообщить другим людям и попросить их вести контроль за выполнением цели.

Психологический центр обучения Оранжевое солнце
  • Обсуждение закрыто.

    Похожие материалы