Нейропсихология памяти

Пройдите опрос и узнайте, чем Вам может помочь нейропсихология




Если Вы ответили "Да" хотя бы на один вопрос, то Вам точно подходит нейропсихология

Нейропсихология памяти — это раздел науки, который изучает проблемы, относящиеся к нарушениям памяти.

Среди многообразия аномалий, связанных с воспоминаниями, выделяют амнезию (сильное понижение памяти либо вовсе её отсутствие). В особую самостоятельную группу различных типов амнезий относят амнезии, которые возникли при сосредоточении поражения мозга в определённом месте.

На протяжении долгого времени специалисты считали, что расстройства памяти (либо внимания) являются общемозговым симптомом, не представляют локального значения. Вне зависимости от участка поражения мозга и особенностей потери памяти во всех случаях говорили общими словами про ухудшение или нарушение памяти.

Нейропсихология памяти исследовалась группой ученых под руководством. Р. Лурия. Они изучали нарушения памяти, и выявили, что мозговая организация мнестических процессов опирается на те же законы, что и остальные виды познавательной психической деятельности, а также что различные виды и составляющие мнестических функций обладают разными мозговыми механизмами.

Специалисты определили несколько основных видов расстройства памяти и выделили особый вид нарушения. Его обозначили как нарушение мнестической деятельности, по-другому — псевдоамнезия.

К первому виду относят модально-неспецифические расстройства памяти. Это совокупность патологий, которые не являются однородными, и общий их фактор — плохое запоминание различного рода информации. Подобные нарушения свойственны для поражений различных уровней срединных неспецифических мозговых структур.

Модально-неспецифические расстройства могут иметь разные симптомы и зависеть от степени поражения. Так, при нарушении работы луковицы головного мозга симптоматика такова: возникают нарушения сознания, внимания, цикла сна и бодрствования. Такие признаки характерны для поражений мозга травматического типа, клиническая литература упоминает их как ретроградную и энтероградную амнезии, и зачастую они возникают при наличии травмы.

В нейропсихологии памяти подобные нарушения ещё малоизучены. Больше всего знаний специалисты имеют в области мнестических расстройств, которые связаны с поражением диэнцефального уровня (уровень гипофиза). Гипофизарные расстройства часто встречаются в нейрохирургии, и в течение долгого времени считалось, что они протекают  бессимптомно. При более детальном изучении пациентов с подобными проблемами специалисты выявили наличие отчётливых нарушений памяти, которые имели свои особенности. В первую очередь, такие пациенты жаловались на кратковременную, а не долговременную память.

Кратковременная память, т.е. память на события, происходящие в данный период времени, у них достаточно ранима. Тем не менее, даже при наличии выраженных нарушений памяти мнестический дефект относится не столько к деятельности запечатления следов, сколько к слабому их сохранению из-за усиленной работы механизмов интерференции (воздействие на следы побочных раздражителей). Именно это выступает главной причиной усилившейся тормозимости следов кратковременной памяти.

В процессе запоминания словесных, зрительных, двигательных или слуховых данных использование интерферирующей деятельности на этапе кратковременной памяти вызывает резкое снижение результатов при дальнейших попытках рассказа материалов. Если предложить пациенту заняться чем-нибудь посторонним без промедления, после выдачи материала, то этот отвлекающий манёвр уничтожит предыдущую попытку усвоения информации.

Самым исследованным видом модально-неспецифических расстройств памяти считают расстройства слухоречевой памяти, они составляют базу акустико-мнестических нарушений. Повреждения слухоречевой памяти носят изолированный тип. Однако при этом у пациентов не наблюдаются однозначных нарушений фонематического слуха. Это может быть симптомом того, что поражен лишь один мнестический уровень слухоречевой системы.

При наличии оптико-мнестического типа нарушений конкретным способом ухудшается зрительноречевая память и пациенты не способны идентифицировать показываемые им вещи, хотя и знают, для чего они вообще нужны и стараются описать их (знаками, например). У таких пациентов есть нарушения зрительного распознавания предметов, но при этом они прекрасно ориентируются в зрительном мире и не способны обнаружить у себя каких-либо гностических нарушений. В подобных обстоятельствах также происходят расстройства на мнестических уровнях деятельности зрительной системы. Расстройства, связанные с слухоречевой или зрительноречевой памятью, присущи только для нарушения работы левого полушария мозга (у правшей).

Расстройства памяти носят общий характер и относятся к любым видам расстройств — вербальные, невербальные, осмысленные и неосмысленные.

Исследование работы мнестических систем — это наиболее развитый раздел клинических и психологических разработок. Оно является основным источником информации для исследований в области патологий при изменении психических процессов, а также знания необходимы для исследований в психиатрической клинике.

Методы изучения узнавания в нейропсихологии памяти подразделяются на несколько основных частей изучения работы мнестической деятельности: исследования самого запечатления, изучение стадий заучивания и изучение опосредованного запоминания.

Психологический центр обучения Оранжевое солнце
  • Обсуждение закрыто.

    Похожие материалы