Арт-терапия. Расшифровка рисунков

Арт-терапия и расшифровка рисунков тесно связаны – таким образом человек может понять, развиваются ли его художественные навыки, изменяется ли его внутреннее состояние. Родители, практикующие арт-терапию с детьми, могут разобраться в том, что волнует их ребёнка посредством интерпретации рисунков.

Различные картины и сюжеты можно нарисовать по-разному: один ребёнок выберет тёмные тона для рисунка, другой – светлые; первый предпочтëт использовать плавные, нежные линии, второй – резкие, чëткие. В этой статье мы разберем, на что конкретно стоит обращать внимание при расшифровке детских рисунков.

Расшифровка сюжета

Как правило, родители разбирают рисунок на составляющие, уточняя значение каких-либо деталей. Особенность расшифровки сюжетов кроется в том, что необходимо задуматься об ощущениях, которые вызывает детский рисунок. Он может быть грустным или веселым, спокойным или тревожным. То есть родитель должен почувствовать, какие эмоции выразил ребёнок.

Далее стоит задуматься о сюжете. Как правило, достаточно спросить малыша: «Расскажи мне, что ты нарисовал?». Многие дети рисуют либо живых существ – людей или животных, либо природу, либо предметы вроде машин, зданий. Считается, что если ребёнок никогда не рисует людей, у него имеются трудности с коммуникацией. Если малыш рисует различных устрашающих животных – значит, он находится в напряжении, чувствует опасность и ожидает чего-то плохого.

Мальчики в возрасте 6-8 лет часто рисуют на военную тематику или предпочитают рисовать динозавров, скорпионов, пауков и пр. Волноваться в таких случаях не стоит, поскольку ребёнок посредством рисования пытается подготовить себя к роли мужчины, защитника.

Девочки в этом же возрасте наиболее часто рисуют сказочных персонажей – принцесс и невест, различные украшения и цветы. Это позволяет им подготовиться к роли девушки, красивой, доброй и весёлой.

Расшифровка цветов

Цвета в рисунках способны передавать эмоции и чувства детей. Главное правило расшифровки цветов: необходимо уделять внимание тем цветам, которые в рисунках используются чаще и больше всего, а так же использование которых неоправданно. Приведём пример: ребёнок может использовать чёрные контура при рисовании и отказываться добавлять какие-либо другие цвета. Либо он рисует предметы, используя те цвета, которые не соответствуют реальности (зелёное солнце, красная трава и пр.). Кроме того, цвет фона так же имеет значение – на семейном автопортрете цвет фона может рассказать о психологической атмосфере в семье.

Синим цветом рисуются места, где ребёнок ощущает себя уверенно и спокойно, зелёным – те, которые вызывают чувство надёжности, однако избыток зелёного говорит о тоске; красный цвет говорит о эмоциональном напряжении, раздраженности, жёлтый – об активности, позитивном настрое, розовый – о испытываемой нежности, чувствительности.

При интерпретации рисунков не стоит забывать о том, что у ребёнка может быть собственное мнение касательно цветов. Например, можно спросить: «Красный – это какой цвет: хороший или плохой, весёлый или грустный?». При этом, независимо от используемых цветов, стремление полностью заштриховать или закрасить фигуры говорит о том, что у ребёнка имеются негативные переживания.

Размеры рисунка

Родителям стоит обращать внимание и на то, сколько места на бумаге занимает сам рисунок, и на то, насколько большими или маленькими ребёнок рисует определенные детали. Небольшие рисунки с большим количеством мелких деталей говорят о том, что ребёнок чувствует себя неуверенно, робко, о чем-то тревожится. Большие рисунки, которые не помещаются на бумаге, свидетельствуют о слабом самоконтроле, импульсивности.

Все важные вещи так или иначе имеют большой размер. То, что ребёнка интересует мало, размер имеет маленький.

При рисовании людей стоит учитывать размеры частей тела. Отсутствие или недорисованность рук говорит о трудных взаимоотношениях с окружающим миром. Слишком большая голова – о том, что ребёнок предпочитает действовать не эмоциями, а разумом, и ценит это качество в других. Большие уши символизируют зависимость от чужого мнения.

Сила нажима, расположение предметов

Для того, чтобы понять, какова сила нажима, необходимо перевернуть рисунок обратной стороной и рассмотреть линии от карандаша. Сильный нажим говорит о высоком напряжении либо в конкретном моменте (во время рисования), либо испытываемом постоянно. Если ребёнок рисует конкретного человека сильным нажимом, значит, у них в отношениях имеются определённые трудности. Слабый нажим говорит о том, что у ребёнка снижено настроение, наблюдается апатия.

Наверху рисунка располагается всё духовное: мысли, чувства, фантазии. Как правило, именно там находится национальное начало, различные ценности ребёнка, его стремления.

Внизу ребёнок рисует сразу несколько вещей – то, что постоянно находится в его жизни, то есть различную деятельность, повседневные заботы, либо то, что имеет для него малое значение. Именно внизу находится всё иррациональное, неосознаваемое ребёнком.

В правой части рисунка расположено желаемое будущее, в левой – прошлое. Если люди или предметы повёрнуты влево, это свидетельствует о том, что ребёнок живёт прошлым.

Арт-терапия и расшифровка рисунков – дело относительно несложное. Главное – это помнить, что при интерпретации рисунка необходимо составлять общее впечатление и анализировать эмоции при взгляде на картинку. Далее следует обращать внимание на сюжет, а затем – на прочие показатели.

Психологический центр обучения Оранжевое солнце
  • Обсуждение закрыто.

    Похожие материалы