Generic selectors
Exact matches only
Search in title
Search in content
Post Type Selectors

Кризис первого года жизни ребёнка

banner

Кризис первого года жизни ребёнка является этапом взросления, с которым сталкивается каждый родитель и ребёнок.

Дело в том, что именно в этом возрасте психика ребёнка изменяется, готовясь к самостоятельности малыша, появлению речи, возникновению произвольных движений, знаниях об определённых границ в общении и поступках. В период кризиса поведение ребёнка меняется значительным образом: малыш стремится проявлять самостоятельность, не слушается, становится более эмоциональным, то есть быстрее раздражается, ярче злится, может кричать, падать на пол и пр.

Что такое кризис первого года жизни

Современная психология склонна к мнению, что психическое развитие носит цикличный характер, где стабильные периоды сменяют кризисные. Все изменения в организме занимают достаточно длительное время, если они относятся к количественным. Качественные изменения могут длиться от 3 до 6 месяцев, завершаясь возникновением новых образований, которые отвечают за формирование более сложных отношений между личностью и окружающей средой. В этот период идёт перестройка внутренних переживаний, потребностей, побуждений.

Процесс изменений в ребёнке может начаться в период с 9 месяцев до 1,5 лет. Иногда кризис происходит практически незаметно, иногда поведение ребёнка сильно меняется.

Причины кризиса

Возрастной кризис выступает неким противоречием устоявшейся жизни ребёнка. Изменяются его отношения с окружающими, формы и виды деятельности, потребности и возможности. Физиологические изменения обуславливаются созреванием мозговых структур, перестройкой функциональных систем ЦНС.

Если в первые месяцы жизни организм малыша регулируется биологическими ритмами (возникновение естественных нужд, выражение недовольства, удовлетворение их взрослыми), то после первого года жизни эти биоритмы постепенно перестают быть главенствующими во всех процессах.

У ребёнка начинает формироваться речь, он обучается ходьбе, манипулятивным действиям, учится быть самостоятельным источником удовлетворения потребностей. Поскольку все эти процессы являются новыми и ребёнок только учится с ними обращаться, нередко возникает невозможность получить желаемое и, как следствие, эмоциональные всплески в ответ на это.

Симптомы кризиса

Как правило, проявляться симптомы начинают в период с 10 до 12 месяцев. Возникновение негативных реакций у ребёнка связано с тем, что родители используют уже устаревшую линию поведения – кормят самостоятельно, запрещают посещать некоторые места в квартире, укладывают спать, укачивают и т.д. Все вышеназванные ситуации, с точки зрения ребёнка, ограничивают его свободу и самостоятельность, что вызывает всплески эмоций – плач, крик, топанье, стук кулаками и т.п. Если такие приступы происходят постоянно, то начинают влиять на самочувствие ребёнка, ухудшая его настроение, нарушая спокойный сон и аппетит.

Дело в том, что все «хотелки» детей возникают непосредственно под влиянием ситуаций, образов и воспоминаний. Негативные реакции могут возникать неожиданно: ребёнок увидел шарф – захотел пойти на прогулку, мама принесла одеяло – малыш расплакался. После года дети начинают понимать, что являются субъектами желаний и могут делать какие-то вещи самостоятельно.

Дети склонны к любопытству и активности, им нравится изучать неизведанное, даже если объекты изучения находятся в труднодоступных местах. Препятствия, встречаемые на пути к цели, как раз и провоцируют всплески плача и материй. Негативизм заключается в том, что ребёнок протестует против заведённого порядка, отказывается совершать традиционные ритуалы. Чем больше правил и препятствий возникает в этот момент – тем более ярко выражается кризисный период.

Осложнения

Кризис первого года жизни, как правило, протекает в лёгкой форме и завершается самостоятельно. Однако иногда возникают осложнения – эмоционально-поведенческие отклонения, характерные для затянувшегося кризисного периода. В таких случаях негативные реакции не носят временный характер, а становятся устойчивыми видами поведения.

Диагностика

Детский кризис происходит в домашней обстановке, в кругу семьи. Поэтому все изменения, связанные с поведением ребёнка, сразу же замечаются родственниками.

В большинстве случаев кризис проходит самостоятельно, но иногда может потребоваться помощь психолога либо детского психиатра. Для диагностики состояния малыша используют:

Рекомендации

Кризисный период является очередным этапом взросления малыша, поэтому ничего страшного в нём нет. Главная задача родителей – помочь ребёнку в этот период: выстроить режим дня, создать развивающую среду, обеспечить безопасность в быту, прислушиваться к желаниям и мнениям ребёнка, отказаться от насилия, проявлять любовь, а так же дать ребёнку возможность проявлять самостоятельность.

Кризис первого года жизни ребёнка сложен не только для родителей, но и для самого малыша, ведь он только начинает узнавать мир и ощущать себя его частью. Поэтому самое главное, что может сделать родитель – это оказать ребёнку поддержку и помнить, что даже маленькие человечки могут иметь свои желания и потребности, которые им хочется удовлетворять.

Психологический центр обучения Оранжевое солнце
  • Добавить комментарий

    Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

    Похожие материалы