Профессиональный курс “Танцевально-двигательная терапия”
Бирюкова И.В. Танцевально-двигательная терапия: тело как зеркало души // Журнал практического психолога // №1-2, 2001.
В глубинном подсознательном у нас всегда есть своя доля страхов, беспомощности, безнадежности и отчаяния, поэтому, чтобы это не разрушало изнутри, нельзя подпитывать эти переживания.
У больных раком психодинамические методы не работают, просто нет времени на то, чтобы выявлять глубинные бессознательные конфликты, нужно действовать только через ресурс и поддержку жизнеутверждающих состояний. Страх перед своими чувствами, перед внутренней реальностью очень сильный, и им трудно принимать помощь и искреннее внимание к себе. На фоне сильного механизма вытеснения или отрицания определенных переживаний и диффузной тревоги почти нет осознания связи между телом и душой.
Тело и психика неразрывны и оказывают постоянное взаимное влияние друг на друга. Делая более гибким тело, мы делаем более гибкой и душу, и наоборот.
Танец – это коммуникация, которая осуществляется на трех уровнях: с самим собой, с другими людьми и с миром. Целостность триады: мысли – чувства – поведение, изменения в одном влекут изменения в двух других. Обращение к творческим ресурсам человека, как неиссякаемому источнику жизненной силы и созидательной энергии.
Танцевально-двигательная терапия обращается к телу напрямую, танец позволяет по другому ощутить свое тело, расширить свое представление о нем, и на уровне ощущений воспринять его не только как вместилище боли, но также радости и удовольствия, что может стать источником ресурса на фоне безнадежности, тревоги и депрессии. Включение в танец – это уже проявление собственной активности, значит через это можно воздействовать на уровень пассивности-активности человека. Через тело можно вызвать и развивать визуальные образы и метафоры, сделав эмоциональное переживание управляемым и более многомерным в ощущениях и чувствах. Такой опыт открывает дверь к символам – языку души, с которыми можно играть творчески в танце, выражать их и преобразовывать в позитивное, и таким образом, далее делать мостик к убеждениям и к новому положительному настрою. Танец учит мобилизовываться и расслабляться, отпускать ненужное напряжение, а вместе с ним ставшие ненужными переживания, застрявшие в теле. Возвращая чувственность, ощущение радости и интереса в тело, можно опосредованно привнести их и в душевное состояние.
Одной из первых, кто применил танец в реабилитации онкологических пациентов, была Анна Халприн, современный американский хореограф, танцовщица и педагог- новатор. Ее танец помог ей самой излечиться от рака груди около 30 лет назад.
“Я не говорю, что танец может вылечить рак у человека, танец способствует исцелению. Человек с сильной волей к жизни, решивший жить, выздороветь и не сдаваться перед лицом болезни, имеет больше шансов преодолеть рак, чем тот, который лишь следует советам докторов и пассивен в своем исцелении”.
Лечить – означает уменьшать физически боль, болезнь. В случае с раком – это обычно хирургическое вмешательство, лучевая терапия и химиотерапия. Все эти интервенции направлены на физическое тело. Исцелять – это одновременно воздействовать на многие жизненные проявления человека. Здесь усилия направляются на достижение здоровья в психической, духовной и физической сфере. Абсолютно необходимо обращение к системе жизненных установок и ценностей. Более высокий рейтинг выживания имеют люди, которые обладают творческим и целостным подходом к жизни.
Работа строилась на использовании тренажа из танца-модерн, джаз-танца, танцевальной импровизации и на привлечении этнических традиций русского, цыганского, арабского и испанского танцев. Большая часть занятия проводилась сидя на стульях, не все пациенты могли долго держаться на ногах.
Где живет моя радость? Моя жизненная сила. Что я получаю и отдаю в жизни? Как я принимаю любовь и внимание близких? Как я могу освободиться от груза на сердце? Мои слабости и сила. Право говорить „нет”. Границы ответственности: бремя или благо. Копилка радостей и удовольствий. Моя молитва. Питание тела, души, духа. Прощение. Внутреннее очищение. Благодарение.
1. Танец обладает сильным тонизирующим эффектом, поэтому для тех, у кого повышенное артериальное давление, движения должны быть медленные и плавные, с преимущественным направлением вниз. Особенное внимание дыханию, так как некоторые пациенты имеют тенденцию задерживать дыхание или дышать слишком сильно и напряженно. Необходимо по ходу занятия обучаться спокойному расслабленному дыханию.
2. Одна из главных задач – научиться различать телесные ощущения: „комфортно – некомфортно”. Важно понять, что смысл не в повторении движений, это не гимнастика, смысл – в каждом движении слушать свое тело и не выходить за рамки комфортности, ни одно движение не должно вызывать неприятные или болевые ощущения. Если это происходит, следует замедлиться, или остановиться и просто сделать упражнение на чувственное осознание дыхания, необходимо знать свою комфортную амплитуду движения, части и области тела, которые требуют повышенного внимания.
3. Все занятия проходят под музыку. Это важный фактор в создании настроения.
4. Так как танцевально-двигательная терапия может быть очень сильным очищающим психику средством, важно работать здесь как с телесной травмой. Начинать всегда нужно из ресурсного места, уделяя особенное внимание осознанию дыхания, ощущениям периферических участков тела и заземлению. Это позволяет „рассеивать” энергию травматической капсулы (СКО) на телесном уровне, существенно уменьшая действие ее “заряда” на психику. Ни в коем случае не следует специально оставаться в боли, но при этом, не следует ее подавлять или игнорировать. Дело в том, что напитавшись ресурсом, боль становиться переносимее. Тогда, даже если начинается выход сильных чувств, это не будет пугающим для пациентов.
Психологический центр обучения Оранжевое солнце Тэги: танцевально-двигательная терапия
Добавить комментарий