Generic selectors
Exact matches only
Search in title
Search in content
Post Type Selectors

Коррекция детской агрессивности методами арт-терапии

banner

Коррекция детской агрессивности методами арт-терапии применяется достаточно часто – дело в том, что современный мир развивается необычайно быстро, и многие дети оказываются не готовы к этим изменениям. Как следствие – агрессивное поведение в детском возрасте наблюдается у многих детей.

Как правило, детскую агрессивность трудно связать с чем-то конкретным – в большинстве случаев что педагоги, что родители, затрудняются назвать причины такого поведения. Зачастую оказывается, что ребёнок страдает от внутреннего дискомфорта, не может выдавать адекватные реакции на происходящее вокруг него. В таком случае следует не отмахиваться от проблемы, а поддержать ребёнка, выяснить причины такого поведения и провести коррекционную работу.

Методика коррекции подбирается индивидуально, но обязательно должна быть системной и состоять из нескольких этапов. Так, например, важно предоставить ребёнку возможность выразить скрытые переживания, чтобы гармонизировать его эмоциональное состояние. Сделать это возможно при помощи арт-терапии.

Коррекционная работа посредством искусства не требует наличия творческих навыков, поэтому подходит для детей всех возрастов. Так же она содержит элементы игры, а это значит, что в процессе терапии ребёнок будет чувствовать себя комфортно.

Виды арт-терапии

Как правило, для работы с детьми используют изотерапию – коррекционную работу, основанную на применении различных изобразительных средств: рисовании, лепке, разукрашивании и т.д. Данный способ позволяет выразить свои скрытые желания, страхи и переживания, а так же выплеснуть злость на бумагу.

Сказкотерапия применяется, чтобы развить у детей определенное отношение к окружающему миру, привить общепринятые моральные нормы и правила. Сказка позволяет в игровой форме донести до ребёнка, какие поступки плохие, а какие – хорошие, какие качества ценятся в человеке, как можно решать свои проблемы и многое другое.

Музыкальная терапия необходима, чтобы провести психологическую коррекцию состояния ребёнка, избавиться от психоэмоционального и мышечного напряжения, наладить отношения с окружающими. Иногда музыкальная терапия может выступать самостоятельным методом коррекции, а иногда – вспомогательным.

Песочная терапия популярна наравне с изотерапией – она не только показывает высокую эффективность в улучшении эмоционального состояния ребёнка, но и позволяет развить навыки сенсорной моторики. Работа с песком стабилизирует эмоциональный фон, снимает напряжение, беспокойство и весь негатив.

Упражнения

Цветок – упражнение на снятие психоэмоциональной напряжённости; способствует развитию мелкой моторики, улучшает воображение. Для его проведения необходимо взять бумагу, карандаши и фломастеры, кисть, краску. Задача ребёнка – с закрытыми глазами вообразить цветок, наделить его качествами: цветом, запахом, а также представить, где он может расти и что находится вокруг. Затем представленное необходимо нарисовать и понять, в каком настроении находится цветок, какая у него история. Крайне важно, чтобы после выполнения задания ребёнок был в хорошем настроении. Если его цветок грустит – нужно придумать, как это изменить, что дорисовать, что исправить.

Каракули – упражнение, которое так же способствует снижению эмоционального напряжения. Особенность состоит в том, что его можно применять в терапии с самыми маленькими – они смогут воспользоваться любым пишущим предметом и будут в состоянии провести несколько линий, не задумываясь о результате. В целом, задание представляет собой произвольное черкание. В конце терапии ребёнок должен внимательно рассмотреть рисунок и описать, что он видит.

Рисунок на сыром листе – упражнение, которое снимает напряжение, стимулирует тактильные ощущения, гармонизирует настроение, а также развивает воображение. Для его выполнения понадобится акварель, кисти, стакан с водой и губка – ребёнок мочит бумажный лист, произвольно проводит линии и ставит точки, наблюдая, как краска растекается.

Выдувание соломинкой – упражнение, стабилизирующее эмоциональное состояние. Для его выполнения понадобится бумажный лист, цветная тушь либо акварельные краски, коктейльные трубочки. Ребёнок должен нанести на бумагу жидкую лужицу, поднести трубочку на расстояние нескольких сантиметров, а затем начать в неё дуть. Как итог – на листе бумаги появляются необычные рисунки. Каждый вдох позволяет расслабиться, высвободить негатив. Длительность упражнения варьируется от двух до пяти минут, при этом необходимо объяснить, что сильно дуть не нужно – когда ребёнок напрягается, эффект от упражнения сходит на нет.

Пластилин-силач – это техника, позволяющая избавиться от агрессии. Ребёнок выбирает пластилин понравившегося цвета, отрывает от него небольшие кусочки и как бы намазывает их на лист, сильно надавливая, чтобы слой получился тонким.

Исцеляющий песок – упражнение, положительно влияющее на эмоциональный фон. Детям включают музыкальные произведения (звуки природы, классику) и предлагают на песочном столе изобразить картинку. В конце занятия ребёнок и педагог обсуждают рисунок.

Рисование музыки предполагает использование изобразительных средств – карандашей, красок, фломастеров. Ребёнок слушает поставленные композиции, а затем рисует то, как он чувствует музыку. Это задание успокаивает, снижает тревожность и злость.

Коррекция детской агрессивности методами арт-терапии становится всё более популярной – в первую очередь потому, что не требует больших временных и ресурсных затрат, проходит в игровой форме. Во-вторых, такая терапия доказала свою эффективность, поэтому рекомендуется для детей, испытывающих трудности с контролем агрессии.

Психологический центр обучения Оранжевое солнце
  • Добавить комментарий

    Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

    Похожие материалы