Технологии арт-терапии
Технологии арт-терапии направлены на оптимизирование взаимоотношений между ребёнком и педагогом с другими учащимися, повышение эффективности образовательных процессов. Главной целью выступает регуляция социальных процессов путём применения специфических средств.
Технологии арт-терапии нашли применение в педагогике. Арт-педагогика является особым направлением в преподавании, основанном на обучении и воспитании детей посредством искусства. Ребёнок здесь рассматривается как личность, стремящаяся к самореализации, самоопределению.
Принципы, характерные для традиционной педагогики:
- Гуманистичность;
- Социально-личностное развитие;
- Дифференцированный и индивидуальный подходы;
- Интегративная связь предметов.
Нельзя не упомянуть и задачи, решаемые арт-педагогикой:
- Возможность творческой самореализации ребёнка;
- Помощь в осознании взаимосвязи ребёнка с окружающим миром, нахождение своего места в жизни.
Кроме всего вышесказанного, технологии арт-терапии позволяют развить творческие способности детей, повысить эффективность процессов обучения. Основной формой деятельности выступают игры и педагогические импровизации. Не стоит забывать, что в первую очередь арт-терапия направлена на исцеление творчеством – позволяет выразить своё психоэмоциональное состояние, заглянуть вглубь себя, проработать проблемы, которые беспокоили на протяжении долгого времени.
Несколько десятков лет назад арт-терапия применялась для помощи людям, имеющим психологические расстройства. Но в последние годы технологии стали успешно применяться в образовательных учреждениях.
К современным направлениям арт-терапии относятся:
- Изотерапия. Данное направление включает в себя всё, что касается изобразительного искусства. Средства, используемые в изобразительном творчестве, позволяют человеку выражать себя, свои фантазии, тревоги и эмоции – в общем, ту часть, что скрыта глубоко внутри. Методы изотерапии направлены на избавление от негативных эмоций, снятие нервно-психического напряжения. Кроме того, изотерапия предполагает использование широкого ассортимента различных художественных средств – красок, карандашей, восковых мелков, пастели, различного вида бумаг, кистей, грима, угля, глины, сыпучих продуктов, солёного теста и т.д;
- Музыкотерапия имеет множество инструментов, эффективно воздействующих на пациентов, и позволяет применять множественные возможности арт-терапии. Музыкальные ритмы воздействуют на глубокую структуру мозга, минуя «блоки» человеческого сознания. Считается, что музыка обладает лекарственным эффектом, поэтому она часто применяется для воздействия на детскую психику. Одним из направлений музыкотерапии выступает вокалотерапия. Голосовые вибрации снижают испытываемое эмоциональное напряжение;
- Библиотерапия. Данный метод основывается на выражении себя путём написания произведений литературы. Дети могут выражать мысли в свободной форме, героями получившихся произведений выступают сами авторами. Работы могут представлены в виде стихов, прозы, дневника – форма не имеет значения, так как в первую очередь ребёнку необходимо выразить свои тревоги.
- Драматерапия – это терапия, куда входит множество различных элементов: и музыка, и танцы, и использование грима, и рисование, и сочинение новых сценариев, ситуаций. Драматерапия позволяет проявить театральную, игровую часть, сокрытую в ребёнке. Она позволяет обыгрывать травматичные и болезненные ситуации, искать оптимальные ролевые модели.
- Сказкотерапия. Методика предполагает использование сказок, чтобы снять эмоциональное напряжение и исцелить ребёнка. Дети могут сочинять сказки, драматизировать их, зарисовывать. В целях проведения коррекционной работы можно придумывать или читать сказки с философским смыслом, которые заканчиваются счастливо. Сказкотерапия позволяет детям получить представление о жизни, изучить моральные нормы и принципы, узнать больше о социальном взаимодействии. Кроме того, сказки позволяют научить ребёнка, как преодолевать страхи, быть терпимым.
- Игротерапия выступает способом, позволяющим моделировать отношения с окружающим миром в процессе игры. Данная методика снимает напряжение, развивает в физическом и познавательном плане, позволяет погрузить ребёнка в атмосферу безопасности и комфорта.
- Куклотерапия – это деятельность, при которой используют маски, куклы и марионетки. Она может применяться в качестве отдельного метода или выступать дополнительной техникой для драматерапии, игротерапии и пр. Профессионалы отмечают эффективность использования кукольных театров в процессе терапии. При это процесс основывается либо на уже придуманных постановках, либо на спектаклях, подходящих под ситуацию.
Технологии арт-терапии применяются при задержках в развитии – художественная деятельность позволяет развить сенсорные способности, сформировать мотивационно-потребностную сферу, дифференциацию восприятия, развить мелкую моторику. Всё вышеперечисленное оказывает положительное влияние на умственное развитие.
Коррекционная работа представлена в нескольких направлениях:
- Коррекции нарушений психосоматики;
- Формирование когнитивно-эмоциональной сферы;
- Всестороннее развитие.
Технологии арт-терапии позволяют добиваться огромных результатов в процессе обучения, не воздействуя на ребёнка жёсткими методами. Вся терапия содержит элементы игры, что делает процесс интересным, увлекательным и при этом сохраняется эффективность от консультаций. Многие специалисты придерживаются мнения, что арт-терапия является одним из лучших инструментов при работе с детьми.
Психологический центр обучения Оранжевое солнце
Добавить комментарий