Арт-терапия для школьников является набором методик, основанных на творческой деятельности, которые позволяют положительно влиять на эмоциональное и личностное развитие ребёнка.
Популярность арт-терапии вполне обоснована – она позволяет добиться положительных результатов, скорректировать психические или эмоциональные нарушения. Именно поэтому многие учителя стали пользоваться данными методиками совместно с учениками.
Цели и принципы арт-терапии
Основной целью арт-терапии является осуществление гармонизации развития индивида. Для этого человек должен научиться самовыражению и самопознанию.
Используемые техники:
Терапевтическое занятие должно рассматривать результаты трудов ребёнка с целью увидеть в них его внутреннее «Я». Поэтому важно, чтобы творческая деятельность осуществлялась не осознанно – ребёнок должен делать то, что чувствует, что хочет выразить. Не нужно задавать ему определённую тему.
Основными принципами арт-терапии являются:
Какие материалы используются
Упражнение для применения с младшими школьниками
Как всё происходит: участники должны рассказать, что произошло с ними за день, а затем написать список радостных и грустных событий на двух листах. Можно изобразить произошедшее в картинках. Затем листы нужно вложить в конверты и положить каждый на ладони на манер весов. Ребёнок должен определить, опираясь на свои ощущения, какой из них «тяжелее». Если радостный конверт – значит, завтра будет ещё больше хорошего. Если грустный – это печально, но ведь все наши печали уже в конверте, не в нас. Значит, мы больше не будем грустить.
Советы для педагога: вы можете просматривать, что пишет ребёнок, предлагать добавлять что-то или убавлять. Дети сами должны решить, как долго будут заниматься конвертиками. Как только ребёнок решит прекратить – отдайте «радостный» конверт ему на сохранение.
Как выполнять: на столе или большой поверхности необходимо разложить альбомные листы в виде прямоугольника либо квадрата. Оборотная сторона листа должна быть пронумерована. Каждый из детей должен выбрать понравившийся лист, на котором он будет рисовать – цветным мелом, карандашами, красками и пр. Разговаривать запрещено, каждый ребёнок занимается своей частью рисунка. Затем, когда отведенные 15 минут закончились, дети собирают рисунок и обсуждаются результаты.
Задача педагога – обратить внимание на поведение детей. Кто взял лист среди первых – обладает лидерскими качествами, среди последних – стесняется либо боится. Кто рисует кроны, а кто – стволы; кто старается сделать рисунок максимально ярким; кто готов защитить своё видение картины – невербально раздаёт указания или сообщает, что именно рисует; как участники взаимодействуют друг с другом и пр.
Учитель делает выводы, основываясь на вышеперечисленной информации. Он видит, кто из учеников готов к сотрудничеству, по рисунку определяет сложившийся у группы характер – робкий или смелый.
Во время обсуждения результатов педагог спрашивает, что чувствуют ученики, оказавшиеся на определенном месте (внизу или снизу, сбоку и т.д.), сами ли они его выбрали, устраивает ли оно их. Рисунок позволяет увидеть, как ребёнок ощущает себя в жизни: неустроенно, несчастно, одиноко и т.д.
Арт-терапия для школьников проводится педагогами или психологами, которые способны объяснить детям суть задания, подтолкнуть их в нужном направлении и раскрыться. Приведенные выше упражнения помогают изменить жизнь детей – подбодрить их, оказать поддержку в трудное время, помочь найти себя и многое другое. Арт-терапии стала отводиться достаточно большая роль в жизни любого человека, и это правильно.
Психологический центр обучения Оранжевое солнце
Добавить комментарий