Сенсорная интеграция. Упражнения

Сенсорная интеграция направленна на устранение дисфункций в развитии мозга, связанных с его неспособностью правильно и адекватно воспринимать и реагировать на данные, получаемые от органов чувств.

Сенсорная интеграция является важной частью жизни детей. При наличии нарушений в работе нервной системы у ребёнка развиваются трудности с обучением, общением, оценкой окружающего мира и так далее.

Ребёнок страдает из-за того, что испытывает трудности с выполнением обыденных вещей, и подобные чувства влияют и на его психическое состояние. Поэтому роль сенсорной интеграции в жизни человека высока.

Симптоматика

Дисфункции сенсорной интеграции оказывают влияние на те органы, с помощью которых мы получаем визуальные, тактильные, аудиальные и иные сигналы. Некоторые дети с трудом держат карандаш в руках, испытывают трудности при ходьбе, чрезмерно активны или апатичны, стремятся избежать общения или, наоборот, чрезмерно общительны.

Кроме того, на ребёнка может влиять окружающая обстановка – посторонние незнакомые шумы, новые места заставляют его нервничать. Дети, страдающие расстройствами сенсорной интеграции, тяжело сосредотачиваются на учёбе или занятиях, что сказывается на их эмоциональном состоянии. Поэтому важно обращать внимание на поведение ребёнка и подмечать детали ребёнка его возраста. Зачастую даже капризы и частые истерики являются не способом показать характер, а симптомами нарушения работы нервной системы.

Сенсорная терапия

Нарушения сенсорной интеграции требуют лечения под присмотром специалистов. Сенсорная терапия содержит ряд методик и упражнений, для нормализации мозговой деятельности, отвечающей за адекватное восприятие получаемой информации.

Перед тем, как перейти к лечению ребёнка, следует проконсультироваться со специалистом. Бездумное повторение всех нижеприведённых упражнений может навредить ребёнку – каждое упражнение лучше подбирать индивидуально.  Перед лечением необходимо пройти консультацию по индивидуальному подбору упражнений.

Упражнения сенсорной терапии

Упражнения с использованием глины, пластилина, теста и т.д. назначаются для детей, испытывающих проблемы с тактильными ощущениями. Все материалы можно подобрать в детских магазинах и заниматься дома. Это необходимо для того, чтобы ребёнок научился узнавать и различать разные виды материалов, улучшил своё тактильное восприятие вещей.

«Тяжёлая работа» – это упражнение, помогающее сбросить возбуждение ребёнка. Зачастую энергия детей бывает разрушительной – они ломают игрушки, постоянно бегают. Поэтому ребёнку необходимо давать регулярную нагрузку для нервной системы, которая в первую очередь будет оказывать воздействие на тело, суставы и мышцы. Для подобных упражнений можно использовать детский батут, спортивный уголок, толкание предметов и так далее. Воздействуя тяжёлой работой на нервную систему ребёнка, родители помогают ребёнку избавиться от излишней энергии, таким образом корректируя его поведение и самочувствие.

Программа сна помогает ребёнку быстрее расслабиться и уснуть. Для этого можно использовать:

Упражнения с песком и водой направлены на стимуляцию тактильных ощущений. Можно использовать тазик с водой, зерна риса, песок и так далее. Переливайте воду, закопайте клады в песок, включите фантазию на максимум.

Вестибулярные упражнения необходимы, когда ребёнок испытывает трудности с передвижением, прыжками, не может оценить расстояние до объекта и прочее.

Можно предложить ребенку:  

Эти упражнения могут возбудить или успокоить ребенка. Всё зависит от того как, когда и зачем это делать. Опытный специалист после диагностики и занятий с ребенком может порекомендовать на какие занятия стоит обратить внимание, а долю каких сократить и почему.

Упражнения с массажёрами используются как для стимуляции, так и расслабления ребёнка. Что можно использовать:

Упражнения с использованием палаток и туннелей позволят ребёнку расслабиться и поиграть одному без лишнего внимания, а также улучшить координацию. Некоторые советы по ходу игры с ребёнком:

Сенсорная интеграция и её упражнения должны быть направлены не только на устранение нарушений, но и на получения удовольствия для ребёнка. Малыш, испытывающий стресс от упражнений, не добьётся высоких результатов, так как чувство дискомфорта будет ему мешать.

Поэтому важно отслеживать реакцию ребёнка и совместно с профессионалом разработать систему упражнений, которая принесет не только пользу, но и удовольствие.

Психологический центр обучения Оранжевое солнце
  • Обсуждение закрыто.

    Похожие материалы