Generic selectors
Exact matches only
Search in title
Search in content
Post Type Selectors

Арт-терапия при задержке речевого развития

banner

Арт-терапия при задержке речевого развития показана для детей с наличием психофизиологических особенностей, влияющих на речевые функции.

Традиционная медицина лечит задержки речи только в том случае, если ребёнок достиг порога в три года. Арт-терапия же позволяет составить коррекционную методику и устранить проблему, даже если ребёнок не достиг этого возраста.

Первый год жизни ребёнка является самым важным, так как именно в этот период формируется характер ребёнка и его речевое поведение, поэтому важно обеспечить достаточное количество эмоциональных контактов между взрослыми и ребёнком. Постоянное общение выступает главным источником информации для ребёнка – он учится разбираться в интонациях, эмоционально реагировать и вообще проявлять эмоции.

Методики арт-терапии в этом помогают. Помимо ежедневного общения следует постепенно вводить новые ритуалы – стишки, потешки, присказки и т.п. Можно придумывать слова самостоятельно, можно брать общеизвестные песни – и разговаривать с ребёнком во время кормления или переодевания. Кроме того, можно обратиться за помощью к арт-терапевту – он поможет раскрыть важные аспекты отношений между родителями и ребёнком, выбрать методики арт-терапии и подсказать, как лучше проводить коррекционную работу с ребёнком.

На развитие зрительных и тактильных анализаторов могут влиять даже игрушки. Семья может сделать их самостоятельно, тогда ребёнку передастся всё тепло и все эмоции, испытываемые родителями, и обе стороны почувствуют себя важной частью отношений между детьми и родителями. Например, можно смастерить мобиль с яркими деталями или самодельными элементами.

Следующий этап речевого развития – это появление голосовых реакций, понимание обращённых к ребёнку слов, а также активное внедрение собственной речи ребёнка. Важно воспитать в ребёнке потребность общаться, это позволит создать основу для появления речевой активности. Если у ребёнка имеются задержки речи, он не желает общаться, родители зачастую прибегают к активному стимулированию говорения, что влечёт отказ и негативизм со стороны детей. Тогда на помощь приходит арт-терапия – она позволяет безопасно и эффективно преодолеть имеющиеся трудности, связанные с речью.

Основной проблемой, с которой сталкивается большинство семей, является чувство вины – за то, что ребёнок отличается от других, за то, что родители, по их мнению, не справляются со своими ролями. Ребёнок способен чувствовать это, что оборачивается потерей веры в собственные силы, появление чувства неполноценности. Задачей психологов или арт-терапевтов является психологическая поддержка родителей, укрепление их веры в себя, вовлечение детей и родителей в терапевтические процессы таким образом, чтобы все участники получали удовольствие от этого. Родители должны научиться творить совместно с ребёнком, организовывать ему учебное пространство и предоставлять самостоятельность.

Речедвигательная функция связана с общей моторикой и манипулятивной деятельностью рук, поэтому их формирование зависит друг от друга. Развитая мелкая моторика позволяет достигать успеха в делах, требующих кропотливого ручного труда. Поэтому творческая работа должна в первую очередь учитывать возможности ребёнка. Малыши и дети, имеющие слабый тонус рук не могут разминать пластилин или лепить согласно инструкции. Зато им можно подобрать альтернативу – намазывать различные поверхности пластилином или создавать аппликации из различных материалов. Дети могут создавать подарки своими руками, расписывать и украшать их даже натуральными материалами – рисом, чечевицей, горохом и пр.

Собственноручное изготовление украшений является одной из любимых методик малышей. Детям нравятся природные материалы, родителям – их адекватная цена. В итоге ребёнок имеет возможность проявить своё воображение и создать неповторимый предмет. Например, малыш может нанизывать на нитки сушёные фрукты и даже специи вроде бадьяна или кусочков корицы.

Арт-терапия подходит как для активизации словарного запаса ребёнка, так и для помощи в его накоплении.

Хорошо обустроено пространство для занятий арт-терапией позволяет матери выявить сильные стороны малыша, его возможности. Кроме того, занятия положительно влияют на веру ребёнка в себя и снижают его негативизм в сторону творческих занятий.

Когда ребёнок станет немного старше и сможет пользоваться словами, любые заинтересовавшие его занятия будут оказывать влияние на желание коммуникатировать со взрослыми. Рисование красками, создание стенгазеты или коллажа могут стать его любимыми занятиями, а желание повторить их может спровоцировать речь. Создание коллажа, например, можно сделать из памятных фотографий, на которых запечатлён ребёнок. Проговаривая действия, осуществляемые малышом на фото, родитель укрепит эмоциональную связь с ребёнком и заметит, какие моменты представляют для ребёнка особую важность.

Запечатление на фото или рисунках распорядка дня поможет ребёнку запомнить названия ежедневных действий и понять, какие дела приносят ему удовольствие. Кроме того, родители могут проводить терапию на кухне – рисовать на муке, работать с темтос и крупами. Это позволит развить мелкую моторику и расширит словарный запас ребёнка.

Арт-терапия при задержке речевого развития является тем способом, который позволит безопасно и с удовольствием для ребёнка активизировать его речевые процессы, расширить словарный запас и повлиять на отношения между родителями и ребёнком, укрепляя и сплочая семью.

Психологический центр обучения Оранжевое солнце
  • Добавить комментарий

    Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

    Похожие материалы