Сенсорная интеграция является бессознательными процессами головного мозга человека. Они обеспечивают фильтрацию тактильных, аудиальных, визуальных и пр. данных, получаемых от органов чувств, благодаря чему головной мозг может осознанно и адаптивно реагировать на информацию. Однако иногда происходят случаи, когда ребёнок или взрослый человек имеет проблемы, связанные с обработкой получаемой информации. Такие нарушения влияют на социальное поведение человека, способность адекватно воспринимать и реагировать на сенсорную информацию. Ребёнок имеет трудности с обучением, овладение навыками, присущими детям его возраста, происходит дольше и сложнее. Также дисфункции сенсорной интеграции влияют и на вестибулярный аппарат человека, вызывая проблемы с передвижением и пространственной ориентацией.
Дисфункции подразделяют на несколько групп:
Дисфункции сенсорной интеграции могут касаться и работы других органов, например, слуха либо речи:
Заметить дисфункции сенсорной интеграции может как родитель, так и педагог ребёнка. Нарушения отражаются в первую очередь на поведении: у ребёнка отмечается чрезмерная активность, неспособность сфокусироваться на чем-то, отсутствие желания пообщаться с ровесниками либо взрослыми, отсталость в развитии.
Как скорректировать нарушения
В первую очередь родителям следует понаблюдать за поведением ребёнка. Зачастую капризы и плохое поведение являются не проявлением характера, а симптомами дисфункций. Если родителей беспокоит поведение ребёнка, следует посетить специалиста и оказать ребёнку поддержку с помощью простейших правил:
Особое значение для ребёнка имеет окружающая обстановка: если при занятиях в комнате будет много отвлекающих факторов, учёба не будет проходить эффективно. Можно разместить в комнате нужное оборудование, развивающие игрушки, предметы, необходимые для самостоятельного времяпрепровождения.
Профессиональная помощь необходима, если у ребёнка были замечены нарушения, так как только специалист поможет их скорректировать. В первую очередь специалист разрабатывает план занятий, составляет список рекомендаций и правил. Занятия проводятся не только на приёме, но и в домашних условиях. Их цель состоит в том, чтобы познакомить ребёнка с различными ощущениями, научить их интерпретировать.
План занятий составляется с учётом особенностей дисфункции. Например, специалист может сделать упор на тренировку вестибулярного аппарата, работу по улучшению восприятия ощущений, усвоения информации и тому подобное. В большинстве случаев занятия проходят в специально оборудованном помещении, где имеются различные приспособления для терапии.
Сенсорная интеграция для детей является важными процессами, напрямую влияющими на дальнейшую жизнь ребёнка. Поэтому родителям необходимо не только играть с ребёнком, но и обращать внимание на его поведение. Трудности в учёбе не всегда происходят из-за лени, а плохое поведение не всегда зависит от самого ребёнка. Нужно научиться доверять своим детям и оказывать им посильную помощь и поддержку.
Психологический центр обучения Оранжевое солнце
Добавить комментарий