Арт-терапия для детей с ДЦП

Арт-терапия для детей с ДЦП применяется многими специалистами – используемые методики позволяют деликатно работать с состоянием ребёнка, корректируя его и при этом не вызывая негативных эмоций.

Арт-терапия рассматривается как инструмент искусства, позволяющий работать с различными состояниями и дисфункциями, имеющимися у детей. Ребёнок с ограниченными возможностями зачастую редко взаимодействует с окружающим миром, в связи с чем позитивное восприятие этого мира несколько притуплено. Методики терапии искусством позволяют развить творческие способности ребёнка, учат радоваться жизни, видеть необычное в привычных вещах, а также позволяют найти силы ежедневно двигаться вперёд.

Видов арт-терапии насчитывается множество – разнообразие методик позволяет найти тот инструмент, работать с которым ребёнку понравится. Среди них выделяют изотерапию, сказкотерапию, игровую и драмотерапию, терапию фото, песком, танцами, музыкой, книгами и даже куклами.

Терапия рисованием

Изотерапия по праву является одной из самых популярных методик, применяемых специалистами. Работа с рисунками направлена на изучение и знакомство с самим собой, свободное выражение собственных чувств и мыслей. Данный метод позволяет освободиться от травматических воспоминаний прошлого и развить координацию чувств и движений.

Среди приёмов, применяемых специалистами, выделяют:

Изотерапия, как один из методов коррекционной терапии, позволяет решить нижеприведенные задачи:

  1. Развитие чувственно-двигательной координации; 
  2. Развитие активных способов взаимодействия с окружающим миром;
  3. Развитие художественного вкуса;
  4. Установление взаимосвязей между мозговыми полушариями;
  5. Развитие мелкой моторики и тактильной чувствительности.

Терапия музыкой

Данная методика, как понятно из названия, предполагает лечебную и коррекционную работу посредством музыки. Она позволяет развить творческие способности, фантазию, интерес к происходящему вокруг, а также повышает уровень культуры. Музыкотерапия положительно влияет на следующие виды развития: эмоциональное, личностное, интеллектуально-волевое.

Форма терапии музыкой подбирается индивидуально, исходя из активности ребёнка, его участия в лечебной деятельности и поставленных перед специалистом задач. Музыкотерапия может быть активной – ребёнок принимает активное участие во время занятий: применяет различные музыкальные инструменты, работает голосом; и пассивной – она заключается только в прослушивании музыки.

Терапия игрой

Игротерапия является одной из основных методик, применяющихся при работе с детьми с ДЦП. При данном диагнозе ребёнок испытывает трудности с подбором слов и выражением своих мыслей, страхов и желаний. Во время игры специалист смотрит на поведение ребёнка, выявляет скрытые чувства и эмоции, «читает» информацию о ребёнке по тому, как он играет и взаимодействует с игрушками.

Игротерапия позволяет установить доверительные, дружеские отношения между специалистом и ребёнка. Таким образом терапия не вызывает у детей страха или дискомфорта, а позволяет снять напряжённость и повысить самооценку.

Терапия сказками

Научно доказано, что чтение сказок вызывает положительные эмоции. При работе с детьми с ДЦП сказкотерапия позволяет дать ребёнку представление об окружающем его мире, научить его мечтать, подумывать, анализировать. Подобные методики положительно влияют на творческие способности и всегда находят отклик со стороны ребёнка.

Во время чтения сказок отмечаются снижение тревожности, расслабление, восстановление сил. Кроме того, сказки позволяют взглянуть на мир с позитивной стороны – в книгах герои всегда побеждают зло, выручают друзей и решают проблемы. Это положительно влияет на внутренний мир ребёнка, гармонизируя его.

Терапия танцами

Данный способ зачастую применяется при наличии эмоциональных расстройств, трудностей с общением или межличностным взаимодействием. Целью терапии выступает формирование позитивного образа тела, повышение коммуникативных навыков.

При ДЦП у некоторых детей отмечаются двигательные нарушения – ребёнок испытывает трудности или даже боль при движении, а также не понимает возможности своего тела. Поэтому перед специалистами стоит задача в первую очередь понять, какие упражнения нравятся ребёнку, а затем составить из них программу терапии. Главным условием является применение лёгких упражнений на начальных этапах терапии, в противном случае ребёнок откажется и замкнется в себе.

Многие родители или опекуны предпочитают проводить терапию самостоятельно. Это на самом деле несложно, однако перед применением любых методик следует проконсультироваться с профессионалами и подобрать тот вид арт-терапии, который подходит именно вашему ребёнку.

Арт-терапия для детей с ДЦП составляет важную часть коррекционной работы. Когда дети рисуют, играют, сочиняют сказки, они учатся говорить о своих желаниях и чувствах. Именно поэтому методики, применяемые в арт-терапии, оказывают положительное влияние на детей с ОВЗ. Они мягко, но эффективно воздействуют на маленьких пациентов, поэтому дети искренне наслаждаются процессами терапии.

Психологический центр обучения Оранжевое солнце
  • Обсуждение закрыто.

    Похожие материалы