Что означают детские рисунки

Каждый родитель хотя бы раз задумывался, что означают детские рисунки, ведь выбор цветов, стилистики и объектов может рассказать не только о настроении ребёнка, но и его внутреннем мире.

Специалистам рисунок может поведать о беспокоящих малыша мыслях, его надеждах, стремлениях, уровне общего и речевого развития. Обратиться к психологу можно тогда, когда ребёнок не имеет возможности выразить свои мысли словами или просто не может рассказать о том, что его терзает. Подобную терапию следует проводить, когда ребёнок достигнет пятилетнего возраста – его рисунки будут оформленными и информативными, что позволит психологу интерпретировать их и составить коррекционный план состояния малыша, которого родители будут придерживаться.

Для анализа рисунков необходимо изучение арт-терапии либо консультации с психологом. Специалисты не рекомендуют заниматься подобным самостоятельно, если у вас нет подходящего образования или вы не знакомы с основами психологии.

Анализируем сюжеты и завершённость картины

На качество рисунка в первую очередь влияет возраст – у детей младше 5 лет преобладают схематичность и хаотичность, поэтому интерпретировать рисунки достаточно сложно.

Изображения выдуманных/мультипликационных героев означает, что ребёнок погружается во внутренний мир. Наличие оригинального сюжета говорит о высоком уровне фантазии. Однако, есть и нюанс – преобладание выдуманных сюжетов и героев говорит о том, что ребёнок имеет трудности с социализацией, у него отсутствуют друзья.

Крупные объекты представляют наибольшую важность для ребёнка. Кроме того, на темы рисунков влияет пол ребёнка – мальчики любят рисовать войны, машины, девочки – растения, природу, бабочек. Пейзаж и природа могут рассказать о том, какие эмоции испытывает ребёнок.

Анализируем расположения рисунка

Следует обратить внимание, где у ребёнка обычно располагаются картины – слева, по центру, в углу. Центральная «позиция» обычно означает, что ребёнок находится в состоянии удовлетворения, комфорта, гармонии. Мелкие и маленькие рисунки символизируют детскую неуверенность и робость, сниженную самооценку. Рисунок, находящийся в центре и занимающий весь лист, говорит о завышенной самооценке и стремлении расширить свои позиции.

При смещении рисунка от центра вверх можно говорить о желании ребёнка доминировать и осуществлять над всем контроль. Смещение вниз говорит о пассивности малыша, его зависимости от других. Смещённые вправо рисунки говорят о предвидении будущего – такой ребёнок активен, решителен, умён. Левосторонние рисунки свидетельствуют о эмоциональности и мечтательности ребёнка, некоторой интровертности.

Анализируем линии и цветовые предпочтения

Чёткие хорошо прорисованные линии означают, что ребёнок активен и динамичен. Слабо прорисованные линии – свидетельство робости и скованности, моральной или физической усталости. Импульсивные дети могут рисовать по-разному, в зависимости от настроения.

Если ребёнок для рисунка везде использует одинаковы нажим, но несколько объектов выделяются – это значит, что с ними связаны сильные эмоции.

Цвета помогают понять настроение ребёнка, уловить его эмоциональный фон. Перед разбором цветов следует уточнить, какой цвет является весёлым, а какой – нет, так как дети видят их по-разному:

· Жёлтый – тепло и солнце, оптимизм, открытость новому, в том числе – знаниям;

· Зелёный – уравновешенность, благородство, упрямость, независимость, любознательность. Такой ребёнок умён и имеет хорошую фантазию, но ему недостаёт любви и внимания;

· Красный – активность и энергия, лидерство, самостоятельность, целеустремленность, таким детям свойственен эгоизм. Если ребёнок вдруг полюбил красный – значит, ему требуется отдохнуть физически и морально;

· Оранжевый – любопытность, общительность, непостоянность и эмоциональность;

· Синий – гармония и спокойствие, неторопливость, любовь к порядку и размышлениям;

· Голубой – беззаботность, любовь к свободе, мечтательность;

· Коричневый – отдаление от реальности, создание собственного мира, малоэмоциональность;

· Лиловый – нежность, чувственность, слабость, одиночество;

· Розовый – нежность, эмоциональность, потребность в безопасности. Если рисует мальчик – замкнутость и слабость, непринятие сверстниками;

· Серый – уныние, тревоги, безразличность, незаметность;

· Фиолетовый – ранимость, скрытность, эмоциональность, высокая интуиция, эмоциональная незрелость;

· Черный – депрессия, безнадежность, недружелюбность.

Важно: для достоверности предоставьте ребёнку различные цвета и материалы; рисунки, заданные в школе или детском саду, не подходят для анализа, так как ограничивают ребёнка; при анализе рисунка говорите с ребёнком, что чувствуют герои, что делают – так вы правильно сможете его истолковать; пользуйтесь правилом «расскажи о рисунке»; картины рассказывают о текущем состоянии ребёнка; не подсказывайте и не подталкивайте ребёнка к ассоциациям.

Если вы хотите знать, что означают детские рисунки – обратитесь к специалисту; он подскажет, как их можно интерпретировать, на что обратить внимание и чего делать не стоит. Это поможет избежать скоропостижных и неверных выводов, а значит, позволит узнать своего ребёнка лучше.

Психологический центр обучения Оранжевое солнце
  • Обсуждение закрыто.

    Похожие материалы