Возрастная детская нейропсихология

Возрастная детская нейропсихология является молодым направлением, изучающим взаимосвязь между функционированием головного мозга и психическими процессами, поведением личности. Данная область психологической науки позволяет по определённым признакам выявить наличие заболевания на ранних сроках и подобрать методику его коррекции.

В ходе нейропсихологической коррекции применяются упражнения, положительно влияющие на мозговую активность и самочувствие ребёнка.

Нейропсихология рассматривает следующие проблемы:

Подобные дисфункции, влияющие на жизнь ребёнка, можно скорректировать упражнениями по методике замещающего онтогенеза (МЗО). Она носит название нейропсихологической коррекции и в качестве главной цели видит развитие мозга. Индивидуально подобранные упражнения стимулируют структуры мозга, которые именуют сенсомоторным уровнем (из-за взаимосвязи между движениями и психическими функциями). Таким образом воздействие позволяет обеспечить психическо-психологическое развитие детей.

МЗО помогает скорректировать работу мозговых структур, наладить её – так коррекционный процесс следует естественному онтогенезу, восполняя пробелы развития ребёнка.

В программу непременно включаются дыхательные, глазодвигательные упражнения, а также растяжка и ползание.

Дыхательные упражнения позволяют усилить снабжение кислородом человеческих органов и тканей, оптимизировать мышечный тонус, снизить возбудимость и улучшить самочувствие ребёнка.

Дыхание является процессом, необходимым для жизнедеятельности человека: во время него мозг насыщается кислородом. Зачастую ребёнок во время выполнения сложного задания перестаёт дышать вовсе – ненадолго, но мозг и весь организм начинает испытывать нехватку кислорода. Посколькудыхательнаяфункция связана с другими функциями мозга, нехватка кислорода вызывает сбои и там.

Правильное дыхание успокаивает, повышает концентрацию внимания. Контроль дыхания и его осознанная регуляция позволяют включить в работу функцию произвольной саморегуляции.

Глазодвигательные упражнения расширяют объёмы зрительного восприятия, а также неявно воздействуют на иные функции психики (запоминание, концентрацию, речь).

Считается, что в три года для детей нормально уметь производить оценку пространства на 180 градусов вверх-вниз и по бокам без поворотов ноловыя одними глазами. Если ребёнок не способен это сделать, значит, объём его зрительного восприятия сужен – он может осуществлять отслеживание поворотами головы или тела, что способствует появлению различного рода травм и чувству усталости.

Стоит отметить, что фрагментарность зачастую проявляется и в иных сферах – речевой или слуховой, например. Ребёнок слышит фрагменты фраз, говорит неполными фразами, видит объекты частично.

Глазодвигательные упражнения помогают это исправить. Они позволяют избавиться от неадекватных содружественных движений – рисования и качания головой, чтения и непроизвольного движения руками и пр.

Растяжка и упражнения на ползание в первую очередь позволяют устранить мышечную дистонию и зажимы. Специальные упражнения мягко воздействуют на мышцы, растягивая их; ребёнок выполняет задания медленно, без рывков.

Данная методика коррекции позволяет оптимизировать и стабилизировать тонус. Его дисфункции зачастую являются либо причинами, либо следствиями изменений, произошедших в соматическом, эмоциональном либо познавательном статусе детей, и зачастую отрицательно влияют на их общее развитие.

Освоение пространственных направлений позволяет ребёнку осознать собственное тело и пространство вокруг него. В большинстве случаев коррекционная работа затрагивает три пространственных направления: горизонтальное (выполнение упражнений в позиции лёжа), вертикальное (сначала выполняются сидячие упражнения, затем – те, которые нужно делать стоя).

Данный комплекс учит детей чувствовать, перенаправлять напряжение и снимать его. Кроме того, это отличная профилактика письменных дисфункций, а также нарушений чтения и счёта.

Наличие ограничений и противопоказаний. Вышеперечисленные упражнения и методики рекомендуется применять детям в возрасте от 5 до 12 лет, исключением являются дети с высокой эпилептической готовностью.

Самостоятельное проведение коррекции строго запрещено, так как для осуществления и подбора терапевтических методик необходимо иметь соответствующее образование. Коррекционная работа проводится только под присмотром нейропсихолога, дети с высокой эпилептической готовностью во время упражнений должны находиться ещё и под контролем эпилептолога.

Кроме того, наличие иных клинических диагнозов (психиатрических либо общепатологических) и генетических синдромов также требует сопровождения специалиста.

Дисплазия соединительных тканей, серьёзная сердечная недостаточность и бронхиальная астма – те болезни, которые также требуют особого отношения и контроля во время выполнения коррекционных упражнений.

Возрастная детская нейропсихология предлагает методики, индивидуально разрабатываемые для каждого ребёнка, в зависимости от его состояния на данный момент и имеющихся заболеваний. Выбор правильной коррекционной методики, учёт всех особенностей заболевания – это ответственность, которая ложится на нейропсихолога, так как он выступает обязательным субъектом, необходимым для проведения терапии.

Психологический центр обучения Оранжевое солнце
  • Обсуждение закрыто.

    Похожие материалы