Что делать, если ребёнок не хочет писать? Нежелание обучаться письму – достаточно распространённая проблема. Многие дети испытывают трудности с выражением своих мыслей, не могут выразить их или даже просто написать слово. Письмо – процесс сложный, многими детьми он воспринимается как неприятный, соответственно, вызывает у ребёнка лишь негатив.
Проблема в том, письмо является важнейшим навыком, обязательным для освоения. Поэтому задача родителей – помочь ребёнку, заинтересовать его, мотивировать, убедить в полезности письма.
Ниже мы рассмотрим советы, которые помогут ребёнку полюбить письмо, а не считать его трудовой повинностью.
1) Дайте ребёнку возможность хорошо потрудиться. Дети привыкли делать то, что получается у них без особых усилий, сложные упражнения и задачи им не нравятся. Когда родители хвалят лишь за результат, это подкрепляет детскую уверенность в том, что сложная работа не приведёт к хорошим результатам, а значит, делать её не нужно. Обучение письму – сложный и долгий процесс, поэтому важно хвалить ребёнка чаще, подкрепляя его уверенность в собственных силах и мотивируя продолжать.
2) Письма должны приобрести для детей смысл и значение. Важно объяснить ребёнку, что с помощью письма он сможет создавать что-то новое – рисовать открытки для членов семьи, писать тайные записки, придумывать истории, писать письма Деду Морозу, придумывать список вещей или дел, которые он хотел бы сделать. Мотивация, связанная только с дошкольным или школьным обучением, не работает – ребёнку это не сильно интересно. Поэтому важно сразу обозначить, что ребёнок приобретёт для творчества, для реализации себя, а в последствии – расписать пользу для занятий и выполнения домашних заданий. На желание ребёнка обучаться также влияют и письменные принадлежности – можно купить разноцветные ручки с интересными формами.
3) Мысли ребёнка должны иметь приоритетное значение. Перед многими детьми стоит блок, связанный с боязнью совершить ошибку, написать слово неправильно. Поэтому на начальных этапах не стоит гнаться за идеальным написанием, гораздо важнее сам процесс. Письменное изложение получается проще и интереснее, если ребёнок в процессе может проявить изобретательность и показать весь словарный запас без оглядки на незнание правильного написания слов. Если ребёнок волнуется – объясните ему, что вам важно узнать его мысли и то, что его волнует, а орфография – дело вторичное.
4) Ошибки – обычное явление, которое можно легко исправить. Хорошее письмо не означает, что оно должно осуществляться с первого раза. Даже литературные произведения переписываются множество раз, чтобы обрести интересный и удобный к прочтению формат. Объясните это ребёнку и приучите к проверке выполненных работ с целью совершенствования своих текстов, а не просто вычитки и устранения ошибок. Когда вы самостоятельно исправляет ошибки – ищите причину неправильного написания, разъясняйте ребёнку сложные слова, совместно ищите их правильные формы в словарях и впоследствии приучайте ребёнка делать это самостоятельно. Так он запомнит больше информации и научится работать с учебниками.
5) Выбирайте тот способ обучения, который подходит ребёнку. Как известно, каждый человек индивидуален и требует индивидуального подхода. Для хороших результатов важно подобрать оптимальный способ обучения в зависимости от возможностей ребёнка. Например, некоторые дети не могут усидеть на месте, им трудно сосредоточиться – в таком случае попробуйте обучение в движении. Некоторые дети не могут заниматься при шуме, некоторым нужен фоновый шум. Обучение может быть логическим и системным, может быть схематичным, сумбурным. Обратите внимание, какой из способов комфортен и удобен для ребёнка и отдавайте предпочтение именно ему.
6) Принесите элементы игры в учебный процесс. Удовольствие от обучения – это гарант эффективности, поэтому для достижения лучших результатов можно играть с ребёнком в слова. Можно изучать и подбирать антонимы, придумывать каламбуры, подбирать омонимы, разыгрывать пантомимы, разгадывать ребусы, сочинять короткие стишки и многое другое. Делайте упор на быстроту игры и на получение удовольствия, а не на правильность – так ребёнок будет обучаться гораздо охотнее.
7) Произнесение и чтение слов – хорошие помощники. Чтение художественных произведений помогает в обучении, поскольку позволяет расширить словарный запас ребёнка, развить навыки мышления и его восприятия себя как мыслящего существа. Стоит отметить, что приобрести эти навыки можно и при устном обучении. Устное повествование, прочтение книг вслух и слушание книг в аудиоформате – отличный способ по восприятию языка. Прочитанное можно обсуждать, что позволит развить анализаторские способности и способности к общению. Помимо этого ребёнку можно задавать вопросы по изученному материалу, узнавать их мысли, чувства, возникающие ассоциации.
8) С уважением относитесь к процессу обучения. Как уже было сказано, ребёнок – это личность, имеющая свою индивидуальность. Дети обучаются в удобном для них темпе и такими способами, которые считаются для них приятными и наиболее предпочтительными. Поэтому не сравнивайте их успехи с успехами других, не критикуйте скорость обучения, а поощряйте. Помните, что письмо – сложный процесс, обучение которому требует вашей поддержки и помощи.
В данной статье мы разобрали, что делать, если ребёнок не хочет писать. Следуйте вышеперечисленным советам, не старайтесь вырастить гения, способного выполнять всё с первого раза. Лучше помогите построить учебный процесс так, чтобы у ребёнка была мотивация и чтобы занятия доставляли ему удовольствие.
Психологический центр обучения Оранжевое солнце
Добавить комментарий