Метафорические карты для детей

Метафорические карты для детей – идеальный метод в развитии дошкольников. Наши самые маленькие не имеют опыта, чтобы описать словами переживания, которые испытывают. Такие карты просто незаменимы, чтобы исследовать мысли, чувства и желания ребенка.

Дошкольный возраст – самый пик интересных открытий и достижений, благоприятнейшее время для развития навыков и умений, но это и очень непростой период, наполненный переломными моментами. Дети еще не знают как поступить в той или иной ситуации, как вести себя с другими людьми, они пробуют это делать «на ощупь», так, как могут.

Задача взрослых облегчить этот этап, украсить его сказками, яркими картинками, и через эту, казалось бы, обычную игру научить ребенка всему необходимому.

Играя с детьми посредством метафорических карт, мы используем метафоры, погружаем в сам процесс, вместе с этим развивая детский понятийный аппарат и интеллект.

Цели работы с метафорическими картами:

6 самых популярных техник

Техника «Кто спрячется от нас?»

Применяется к детям от 1,5 лет до 6,5 (задания постепенно усложняются)

Цель: формирование памяти и внимания.

Материалы: ткань для накрывания карт, карточки с любыми героями.

Знакомим ребенка с картами и спрашиваем об изображенных героях, чтобы убедиться, что он знает всех, кто здесь нарисован. Лучше всего сразу не выкладывать много карточек и начать, к примеру, с двух. Ребенок должен запомнить все иллюстрации. После этого одну карту кладут под ткань, а другую оставляют открытой на столе, спрашивая «Кто спрятался от нас?».

Далее можно обыграть различные ситуации, например, эмоционально говорить, что к нам в игру хочет прийти такой-то герой, не против ли ты?

Техника «Радость»

Применяется к детям от 2,5 лет.

Цель: развитие воображения, снятие тревожности, формирование эмоциональной сферы.

Материалы: карты, краски или карандаши, бумага.

Детям нелегко расшифровывать изображения радости на картах, поэтому нужно побеседовать, какая бывает радость. Можно привести примеры радости: сладости, мороженое, лето, игрушки, подарки, мама, праздник, шарики и т.д. На что ребенок лучше всего реагирует? Помогите ему с выбором карты радости, обговорите цвета на ней, пофантазируйте и поместите ее в центр листа и от нее уже дорисовывайте.

Будьте готовы к тому, что ребенку нужно помогать, чтобы он случайно не измазал саму карту и т.д. Он может рисовать чем угодно: кистью, руками, фломастерами – главное сам процесс.

Техника «Найди одинаковые картинки»

Применяется к детям 1,5 – 4 года.

Цель: Развитие памяти и внимания.

Материалы: парные карты с любимыми изображениями.

Показываем ребенку карточки, узнаем, знает ли он, кто здесь изображен. Показываем пример – кладем на стол три карты, две из которых одинаковые. Говорим, вот, смотри, эти карты одинаковые, а эта здесь лишняя. Откладываем их в сторону и повторяем процесс, но уже вместе с ребенком.

Техника «У тебя все получится»

Цель: поддержка, мотивация, вера в свои силы.

Материалы: карточки.

Ребенка знакомят с карточкой, где изображен, к примеру, туземец. Также отбираются карты с муравьями, семьей туземца, рыбалкой, охотой и т.д. Здесь вы задаете различные наводящие вопросы: Кто этот туземец? Что делает? С кем дружит? Попутно вытягиваются соответственные карточки.  Вы пробуждаете у ребенка фантазию: Что туземцу хочется? Что ему трудно дается? Что у него получается, а что нет? Расстраивается ли он, когда у него что-то не получается? Как он расстраивается? Как меняется настроение  героя? Он знает, что не один? Он рад этому?

После ответов ребенка показываем ему карточку с муравьями и повествуем о том, что муравьи всегда поддерживают тех, кто трудится и помогают друг другу во всем.

Важные слова: у тебя все получится; мы знаем, что у тебя это уже получалось; мы всегда будем рядом; ты молодец и т.д.

Техника «Что он боится?»

Применяется к детям 3-6,5 лет.

Цель: раскрытие страхов и их причин.

Материалы: карты, бумага, карандаши.

Ребенку предлагается прослушать сказку. Героев можно выбирать любых в своем собственном мире, главное, чтобы их жизнь была похожа на настоящую. К примеру, про мальчика (девочку), которые ходят в сад, живут с родителями и т.д.

В этой сказке специально нужно делать пробелы, чтобы ребенок сам мог дополнить их карточками.

Пример.

Жил был мальчик (далее карта, выбранная ребенком)

Он вместе с (карта) каждый день ходил в садик. (Это отлично показывает, что ребенок не будет один в борьбе со своим страхом, который он выберет в процессе сказки)

Любил ли он ходить в садик? (карта)

После садика он возвращался домой, где были (карта)

Больше всего мальчик боялся (карта)

Здесь начинается самое интересное – ребенок выбирает карту страха. Важно дать ему самому решить какую карту использовать.

Несколько вариантов коррекции страха:

  1. Высмеивание страха.

Сформируйте ситуацию, что страх можно победить посредством заклинания. Пусть ребенок нарисует себя и волшебную палочку, которой одолеет страх, превратив его во что-то смешное. Задавайте вопросы: Во что можно превратить страх? Какой выберешь предмет для этого превращения? Давай придумаем заклинание? Что страху можно добавить (к примеру, хвост, улыбку, смешные ушки и т.д.)

  1. Выбрать союзников для сражения со страхом.

Пусть ребенок выберет из предложенных карт союзников – негласно это родители, бабушки, дедушки. Спросите, как они вместе будут с ним бороться, можно опять же найти волшебный предмет и т.д.

Узнайте, как он чувствует себя после сражения, не боится ли больше, появилась ли смелость и т.д.

Вывод

Метафорические карты для детей помогают понять ребенка, сформулировать его переживания и внести конкретику в проблемную ситуацию.

Психологический центр обучения Оранжевое солнце
  • Обсуждение закрыто.

    Похожие материалы