Метафорические карты для детей – идеальный метод в развитии дошкольников. Наши самые маленькие не имеют опыта, чтобы описать словами переживания, которые испытывают. Такие карты просто незаменимы, чтобы исследовать мысли, чувства и желания ребенка.
Дошкольный возраст – самый пик интересных открытий и достижений, благоприятнейшее время для развития навыков и умений, но это и очень непростой период, наполненный переломными моментами. Дети еще не знают как поступить в той или иной ситуации, как вести себя с другими людьми, они пробуют это делать «на ощупь», так, как могут.
Задача взрослых облегчить этот этап, украсить его сказками, яркими картинками, и через эту, казалось бы, обычную игру научить ребенка всему необходимому.
Играя с детьми посредством метафорических карт, мы используем метафоры, погружаем в сам процесс, вместе с этим развивая детский понятийный аппарат и интеллект.
Цели работы с метафорическими картами:
Техника «Кто спрячется от нас?»
Применяется к детям от 1,5 лет до 6,5 (задания постепенно усложняются)
Цель: формирование памяти и внимания.
Материалы: ткань для накрывания карт, карточки с любыми героями.
Знакомим ребенка с картами и спрашиваем об изображенных героях, чтобы убедиться, что он знает всех, кто здесь нарисован. Лучше всего сразу не выкладывать много карточек и начать, к примеру, с двух. Ребенок должен запомнить все иллюстрации. После этого одну карту кладут под ткань, а другую оставляют открытой на столе, спрашивая «Кто спрятался от нас?».
Далее можно обыграть различные ситуации, например, эмоционально говорить, что к нам в игру хочет прийти такой-то герой, не против ли ты?
Техника «Радость»
Применяется к детям от 2,5 лет.
Цель: развитие воображения, снятие тревожности, формирование эмоциональной сферы.
Материалы: карты, краски или карандаши, бумага.
Детям нелегко расшифровывать изображения радости на картах, поэтому нужно побеседовать, какая бывает радость. Можно привести примеры радости: сладости, мороженое, лето, игрушки, подарки, мама, праздник, шарики и т.д. На что ребенок лучше всего реагирует? Помогите ему с выбором карты радости, обговорите цвета на ней, пофантазируйте и поместите ее в центр листа и от нее уже дорисовывайте.
Будьте готовы к тому, что ребенку нужно помогать, чтобы он случайно не измазал саму карту и т.д. Он может рисовать чем угодно: кистью, руками, фломастерами – главное сам процесс.
Техника «Найди одинаковые картинки»
Применяется к детям 1,5 – 4 года.
Цель: Развитие памяти и внимания.
Материалы: парные карты с любимыми изображениями.
Показываем ребенку карточки, узнаем, знает ли он, кто здесь изображен. Показываем пример – кладем на стол три карты, две из которых одинаковые. Говорим, вот, смотри, эти карты одинаковые, а эта здесь лишняя. Откладываем их в сторону и повторяем процесс, но уже вместе с ребенком.
Техника «У тебя все получится»
Цель: поддержка, мотивация, вера в свои силы.
Материалы: карточки.
Ребенка знакомят с карточкой, где изображен, к примеру, туземец. Также отбираются карты с муравьями, семьей туземца, рыбалкой, охотой и т.д. Здесь вы задаете различные наводящие вопросы: Кто этот туземец? Что делает? С кем дружит? Попутно вытягиваются соответственные карточки. Вы пробуждаете у ребенка фантазию: Что туземцу хочется? Что ему трудно дается? Что у него получается, а что нет? Расстраивается ли он, когда у него что-то не получается? Как он расстраивается? Как меняется настроение героя? Он знает, что не один? Он рад этому?
После ответов ребенка показываем ему карточку с муравьями и повествуем о том, что муравьи всегда поддерживают тех, кто трудится и помогают друг другу во всем.
Важные слова: у тебя все получится; мы знаем, что у тебя это уже получалось; мы всегда будем рядом; ты молодец и т.д.
Техника «Что он боится?»
Применяется к детям 3-6,5 лет.
Цель: раскрытие страхов и их причин.
Материалы: карты, бумага, карандаши.
Ребенку предлагается прослушать сказку. Героев можно выбирать любых в своем собственном мире, главное, чтобы их жизнь была похожа на настоящую. К примеру, про мальчика (девочку), которые ходят в сад, живут с родителями и т.д.
В этой сказке специально нужно делать пробелы, чтобы ребенок сам мог дополнить их карточками.
Пример.
Жил был мальчик (далее карта, выбранная ребенком)
Он вместе с (карта) каждый день ходил в садик. (Это отлично показывает, что ребенок не будет один в борьбе со своим страхом, который он выберет в процессе сказки)
Любил ли он ходить в садик? (карта)
После садика он возвращался домой, где были (карта)
Больше всего мальчик боялся (карта)
Здесь начинается самое интересное – ребенок выбирает карту страха. Важно дать ему самому решить какую карту использовать.
Несколько вариантов коррекции страха:
Сформируйте ситуацию, что страх можно победить посредством заклинания. Пусть ребенок нарисует себя и волшебную палочку, которой одолеет страх, превратив его во что-то смешное. Задавайте вопросы: Во что можно превратить страх? Какой выберешь предмет для этого превращения? Давай придумаем заклинание? Что страху можно добавить (к примеру, хвост, улыбку, смешные ушки и т.д.)
Пусть ребенок выберет из предложенных карт союзников – негласно это родители, бабушки, дедушки. Спросите, как они вместе будут с ним бороться, можно опять же найти волшебный предмет и т.д.
Узнайте, как он чувствует себя после сражения, не боится ли больше, появилась ли смелость и т.д.
Метафорические карты для детей помогают понять ребенка, сформулировать его переживания и внести конкретику в проблемную ситуацию.
Психологический центр обучения Оранжевое солнце
Добавить комментарий