Письмо – сложная форма речевой деятельности, являющаяся многоуровневым процессом. У взрослых данный процесс доведен до автоматизма, однако для детей это может стать значительной проблемой. Ребенок пропускает буквы при письме, что делать – спрашивают себя родители, обнаруживающие такие нарушения у своих детей. Разберемся в данной статье.
Причины.
Для начала необходимо понять, в чем кроится причина проблемы.
Письмо и устная речь тесно связаны. Развитие устной речи оказывает значительное влияние на письменные навыки. Чтобы овладеть письмом, ребенок должен правильно различать звуки речи, выделять их в общем речевом потоке и уметь корректно произносить.
Довольно простой с точки зрения взрослого человека процесс письма требует:
Отобразить целое предложение на бумаге еще сложнее. Необходимо сохранить в уме правильный порядок слов, разделить на составляющие слова и определить границы каждого из них.
Проблемы хотя бы на одном этапе неизменно приводят к проблемам с письмом – дисграфия. Это расстройство письменной речи, которое является весьма специфичным. Многочисленные однотипные ошибки обусловлены несформированностью высших психических функций, необходимых для процесса овладения навыками письменной речи.
Слуховая дифференкциация звуков, проблемы с правильным произношением, звуковым анализом и синтезом, а также лексико-грамматический стой речи и много другое – проблемы, требующие индивидуального подхода к их решению.
Также причина может быть в следующем.
– Проблемы с оптимальным уровнем энергии.
Трудности с включением в задание являются явным признаком нейродинамических трудностей.
– Проблемы с кинестетической информацией.
Проволочки при переработке информации от двигающихся органов при письме. Такие операции производятся в передних-теменных отделах головного мозга, что может привести к путанице схожих при написании символов.
– Проблемы с переработкой слуховой информацией.
В данном случае ребенок начинает путать символы, схожие по звучанию.
– Проблемы с переработкой зрительной информации.
Путаница с зеркальными символами – верный признак проблемы с переработкой зрительной информации. Также дети с таким недугом испытывают сложности с ориентированием при письме. Например, не могут удержать размер букв или их наклон.
– Проблемы с переработкой зрительно-пространственной информации.
По аналогии с предыдущим примером. Удержание размера букв и из наклона вызывают сложности у ребенка.
Решение проблемы.
Если ребенок пропускает буквы при письме, прежде всего необходимо точно определить, в чем именно заключается проблема. Выше уже было сказано, что проблемы с освоением письменной речи могут иметь разные причины. Для этого необходимо обратиться к специалистам. Только так можно точно понять истинную причину нарушений и найти ее решение.
Также родители могут поспособствовать преодолению трудностей с письменной речью. И изнурительные диктанты тут не нужны, необходимо использовать игровую модель.
– Ритмизированное чтение.
Ребенок должен читать текст по слогам, а взрослый в это время отбивает ритм, соответствующий структуре слога. Со временем необходимо, чтобы ребенок сам отбивал ритм, пока читает текст по слогам.
В дальнейшем, когда проблем на втором этапе уже не возникает, необходимо попросить ребенка писать текст, а родитель в это время должен отбивать ритм.
– Геометрические бусы.
Данное упражнение поможет ребенку лучше ориентировать на листе бумаги. Для его проведения необходимо вырезать из цветной бумаги различные геометрические фигуры, разложить их в определенном порядке и попросить ребенка их запомнить. Одной минуты более чем достаточно, после этого разбейте порядок и дайте ребенку сложить их в изначальном виде.
– Корректор.
Напечатайте или напишите различные буквы в случайном порядке. Затем попросите ребенка зачеркнуть лишние. Необходимо соблюдать темп упражнения, поэтому следует объяснить, что выполнить действие нужно как можно быстрее.
В дальнейшем задание можно усложнить. Для этого следует попросить ребенка помечать различные буквы индивидуальными символами: крестик, кружок или черточка.
– Дирижер.
Для такой игры потребуется подготовить карточки, обозначающие различные положения рук. Левая рука в бок или правая рука вперед – неважно, главное, чтобы таких положений набралось хотя бы больше пяти. При демонстрации карточки или команды, ребенок должен выполнять обозначенное движение и произносить буквы в алфавитном порядке.
Важно понимать, что описанные методики являются лишь дополнением к профессиональному лечению. Они никак не могут его заменить, однако помогут усилить эффект от терапии.
Психологический центр обучения Оранжевое солнце
Добавить комментарий