Логопедические упражнения для детей являются инструментом, который помогает развивать речь и улучшать произношение звуков как у ребёнка, так и у взрослого. Как правило, упражнения даются логопедом в зависимости от того, с чем у человека возникают трудности. В дальнейшем коррекционные упражнения можно выполнять самостоятельно.
Логопедия и её методы
Логопедия является областью науки, которая изучает развитие речевых навыков, причины появления дисфункций речи, а также различные симптомы при нарушениях речевой деятельности и профилактические и коррекционные методы для их устранения.
При работе с логопедом возможно использование следующих средств:
Методы коррекционной работы подбираются логопедом индивидуально – иногда это просто коррекционная работа, иногда – комбинированная с медикаментами. Цель занятий всегда одна – правильно поставленная речь человека, а задач может быть несколько: например, предупреждение, восстановление, исправление речи.
Логопедические занятия
Занятия логопедией в домашних условиях вполне возможны – родители могут проконсультироваться со специалистом и спросить, какие виды деятельности подойдут малышу и как их проводить.
Артикуляционной гимнастикой пользуются, когда у ребёнка снижена подвижность ротовой полости – язык, губы и щёки не могут скоординироваться и принимают неправильные позиции во время произношения слов и звуков.
Развитие мелкой моторики – в том числе рук – необходимо для того, чтобы ребёнок мог координировать свои движения и знал, как управлять теми или иными частями тела.
Звукоподражание позволяет развить фонематический слух – то есть дети учатся, как воспринимать звуки на слух, отделять их от остального шума, и понимать, где находится звук в названии вещи. Как правило, во время упражнений используются различные картины – карточки и рисунки, изображения из книг.
Дыхательная гимнастика и упражнения на голос достаточно тесно связаны, поскольку дыхание напрямую влияет на голос. Занятия дыхательной гимнастикой позволяют научиться равномерному расходу воздуха во время говорения, тренируют продолжительных выдох, а также позволяют выработать правильное ритмичное дыхание.
Упражнения на звук пригодятся, если необходимо поставить правильное произношение отдельных звуков, с которыми у ребёнка или взрослого возникают затруднения.
Упражнения
Упражнения на артикуляцию:
Упражнения на мелкую моторику нацелены на развитие навыков управления частями тела. Ребёнок может прятать кулак в кулаке, сменять руки; показывать рожки на голове; делать «шарики» из ладошек, скругляя их; делать ватрушки – на ладонь одной руки опускать кулак другой, менять руки; прихлопывать одну ладошку другой и т.д. Как правило, занятия проводятся в игровой форме – ребёнок может стать героем из сказки: перебирать крупы, как в сказке о Золушке, собирать шишки, как Мишка и многое другое.
Упражнения на звукоподражание подразделяют на несколько категорий в зависимости от возраста ребёнка. Так, например, детям до 3-х лёт важно научиться регулировать громко – то есть педагоги учат тихой и громкой речи; дети от 3-х до 4-х лет должны уметь различать звуки в словах; в период 4-5 лет ребёнок учится распознавать, с каких букв начинаются названия предметов, а вот с 5-6 лет уже разбирают слова на отдельные звуки. Упражнения можно проводить по иллюстрациям, где буду нарисованы предметы и написаны звуки, которые они издают, либо в обучении можно использовать окружающий мир – спрашивайте ребёнка, какие звуки издают вороны и прочие птицы, как шумят деревья, просите прислушаться и описать то, что он слышит.
Упражнения по логоритмике сочетают в себе произношение слов под определенный ритм и размеренное дыхание – ходьба под музыку или счёт, подвижные игры под музыку, а так же чтение стихов положительно влияют на становление речи. Для того, чтобы заинтересовать ребёнка, стоит выбирать его любимый вид деятельности или любимых персонажей – например, можно начать с рассказа стиха о Мишке косолапом – пусть ребёнок не только читает стихотворение, но и подражает медведю – наклоняется за шишками, притоптывает ногой и т.п.
Дыхательная гимнастика положительно влияет на голосообразование – дети учатся расходовать воздух равномерно, правильно вдыхать и выдыхать, вырабатывать ритмичное дыхание. Упражнения на дыхательную гимнастику:
Упражнения на звук используются логопедами, чтобы помочь ребёнку научиться правильному произношению звуков, с которыми у него возникают затруднения. Как правило, упражнения достаточно просты – ребёнок либо отдельно произносит звук (чётко и не торопясь), либо проговаривает его в паре с другими – например, досказывает слоги в предложениях (крот Антон живёт в но…ре»), либо учится произносить посредством изучения стишков и чистоговорок.
Логопедические упражнения для детей позволяют обучить ребёнка грамотному и чистому произношению слов и звуков. Огромный их плюс в том, что обучение проводится в игровой форме, поэтому заниматься можно ежедневно и ребёнок не будет уставать. Главное – дайте малышу понять, зачем ему нужна речь. Можно совместно с ребёнком поставить определённую цель и идти к ней, доказывая свою силу духа.
Психологический центр обучения Оранжевое солнце
Добавить комментарий