Транзактный анализ Эрика Берна

Эрик Берн – американский психолог и психиатр – наиболее известный тем, что разработал теорию транзактного анализа. Она гласит, что в любом из людей есть три ЭГО-состояния – Родитель, Взрослый и Ребенок. Они сосуществуют вместе периодически меняя друг друга, проявляясь в разных жизненных ситуациях, когда человек вступает в контакт с окружающей средой.

Состояние Родитель

Будучи ребенком каждый поддается влиянию своих родителей, а чаще – какого-то одного из них. Ребенок как губка впитывает ценности, предрассудки и установки этого человека. Именно это формирует в личности состояние Родителя. Находясь в таком состоянии, человек чувствует, мыслит и ведет себя так, как вел себя в его детстве авторитетный взрослый. Состояние Родитель постоянно находится внутри нас, и его можно интерпретировать, как голос совести. Внутренний оценщик и комментатор – это и его голос наших родителей.

Родитель внутри нас включается при общении с детьми, подчиненными и людьми, которые Вам чем-то не угодили. В подобной ситуации Вы станете себя вести и действовать, как сделали бы это родители в Вашем детстве. В ситуациях, когда подобные ситуации решались жестокость и криками – скорее всего и Вы поступите также. Если же модель Вашего воспитания была мягкой и тихой, Вы сможете спокойно объяснить подчиненным и детям их ошибки и помочь с ними справиться.

Состояние Ребенок

Состояние Ребенок проходит процесс формирования в детстве. В нем синтезируется все, что мы чувствовали, о чем мечтали, чего боялись и о чем думали. Чаще всего это радостные эмоции, которые во взрослом возрасте помогают снять напряжение и отвечают за творчество и оригинальность. Состояние Ребенка очень ценно и его обязательно необходимо сохранить.

Иногда во взрослом состоянии всплывают на поверхность повадки и выходки присущие ребенку, которые хранит это эго. В качестве примера можно привести характерную для детей особенность с помощью истерики получать желаемое, это можно встретиться и у взрослых людей, которые капризно говорят «Я хочу!» и топают ножкой.

Состояние Взрослый

Состояние Взрослый есть в любом индивидууме вне зависимости от его возраста. Взрослый – это некая связь Родителем и Ребенка с Родителей. Взростлый в нас способен принимать решения о том, как надо вести себя в зависимости от сложившейся ситуации, чем стоит руководствоваться, а чем нет. Взрослый – объективный и адекватный, руководствуется разумом, а не эмоциями и не поддается на провокации. У него есть выводы, основанные на опыте, и он ими пользуется.

Все Эго-состояния должны быть здоровыми и находиться в гармонии. Если у человека нездоровое состояние Взрослого – это может проявляться в плохом самоконтроле и отсутствии объективности. А человек с нездоровым Ребенком не умеет радоваться и блокирует позитивные эмоции.

Когда человек находится в обществе и вступает в диалог, в нем включается одно из состояний. Два человека общаются между собой каждый в своем эго-состоянии. Это может приводить к максимально эффективному взаимодействию или же, наоборот, к разногласиям и конфликтам.

Единица общения – диалог – иначе называют транзакцией

Они бывают:

Параллельными (дополняющими) – взрослый общается с ребенком, причем каждый находится в своем состоянии. Например, мать делает уроки с дочерью или отец учит сына кататься на велосипеде. Такое общение успешно.

Пересекающимися – муж спрашивает у жены, когда она придет домой, а её это возмущает «Ты все время меня контролируешь». В такой ситуации состояние жены – Ребенок, а мужа – Родитель. А муж считает, что это ситуация происходит в состояниях Взрослый – Взрослый. Такое взаимодействие приводит к конфликту.

Скрытыми – человек говорит одно, а подразумевает другое. Такое взаимодействие часто видно в иронических выражениях, например, взрослый говорит взрослому «Ты самый ответственный в нашем коллективе», а в действительности эта фраза Взрослого адресована Ребенку.

Очень важно поговорить о теории сценариев, которая является частью теории Эрика Берна.
Ребенок, глядя на ценности своих родителей, общественные установки и взаимодействия, начинает составлять план на жизнь – сценарий.

На формирование сценариев влияет как внешние факторы – общество или родители, так и сам ребенок. Например, двум братьям в детстве мать говорила: «Вы оба попадете в психушку». В итоге один из братьев сошел с ума, а другой стал психотерапевтом. А также на сценарий влияет фразы: «Ты такой же безответственный, как твой отец» или «Ты ничего не добьешься, потому что плохо учишься в школе». Человек, часто слышащий повторяющуюся фразу, подсознательно к этому стремится. Поэтому так важно хвалить детей и говорить, что у них все получится.

Транзактный анализ может помочь человеку скорректировать свои состояния, редактировать заложенный сценарий и понять, чего действительно он хочет. Это позволяет изменить свою жизнь в лучшую сторону и, наконец, встать на правильный путь. Найти работу, решить проблемы в личной жизни, заработать деньги.

Один из популярных методов решения может выглядеть так

Сформулируйте проблему и определите, достижению какой цели она препятствует. Расскажите Родителю свои мысли и спросите, что он думает по этому поводу и какие видит пути решения. Дайте своему Ребенку волю и посмотрите, как он это видит.

Что Вы теперь чувствуете? Ваши чувства искренние или напускные? Не пытаетесь ли Вы манипулировать кем-то с помощью этой проблемы? А теперь, посмотрите на эту проблему глазами Взрослого. Оцените взаимодействие Вашего Ребенка с Вашим Родителем. Определите, какие из его установок мешают, а какие помогают Вам в решение Вашей проблемы. Что хочет от Вас Родитель, а чего хочет Ваш внутренний Ребенок.

Попробуйте найти три способа решения этой проблемы, которые возможны в настоящий момент. Можете ли Вы начать решать свой вопрос прямо сейчас, если нет, что Вас тормозит? Представьте себе каждый из вероятных решений и выберите тот, который вызывает у Вас наиболее позитивные эмоции.

Такой метод поможет лучше разобраться в себе и достичь целей, скорректировав сценарий, созданный в детстве.

Психологический центр обучения Оранжевое солнце Тэги: ,
  • Обсуждение закрыто.

    Похожие материалы