Центр обучения
"Оранжевое солнце"

8 (343) 20-10-220

Подготовка к школе глазами нейропсихолога

Как понять готов или не готов ребёнок к школьному обучению? Существует множество методик и тестов, определяющих умственную, психологическую (эмоциональную) и коммуникативную готовности. Так же современный социум предлагает целую индустрию различных «школ до школы», где ребёнка обучают читать, писать и считать, называя это подготовкой к обучению. Так как происходит подготовка к школе?

Подготовка к школе

Достаточно часто встречающаяся картина, когда хорошо читающий, более-менее пишущий и считающий до школы ребёнок, приходя в первый класс, показывает устойчивые трудности обучения. Эти трудности не всегда связаны с неуспешностью, чаще они проявляются в нежелании, что-либо выполнять на уроке, отказах от домашних заданий, отвлекаемостью, неусидчивостью, нарушением правил поведения.

По данным института Российской академии образования (РАО) 90% детей поступающих в школу в отсутствии отрицательного опыта предшкольного обучения, имеют высокую учебную мотивацию, но к концу второй четверти 60% детей не хотят идти в школу (Безруких М.М. 2009.).

Что же происходит за эти три месяца? Попробуем разобраться с точки зрения нейропсихологического подхода, который рассматривает готовность к обучению с учётом закономерностей созревания мозга и психики как единого целого.

Куда пропадает мотивация? Как известно, чтобы успешно учиться, необходим интерес к познавательной деятельности, у ребёнка 6,5-7 лет он активно развивается, так как созревают лобные доли мозга, отвечающие за мотивацию, построение программ деятельности и саморегуляцию. Именно в этот период при нормальном ходе развития ребёнок ХОЧЕТ учиться. И учитель в вопросах учёбы является более авторитетным, чем родитель.

Однако, учить ребёнка писать, читать, считать и иностранному языку начинают задолго до достижения им этого возраста.

Усаживая 2,5-3х- летнего малыша за стол для обучения мы условно забираем у его нервной системы тот ресурс, который необходим для решения возрастных задач. А задачи ребёнка 2-х лет – это освоение и оттачивание двигательных навыков, это ловкость крупной и мелкой моторики. Развитие в этом возрасте движений и действий даст в последующем хорошую основу для формирования правильной осанки, способность длительно удерживаться в одной позе, правильно держать пишущие предметы.

Поэтому, сидя за столом, он как попугайчик выучит и буквы и цифры и геометрические фигуры, но в возрасте 6 -7 лет будет вялым, легко истощаемым и эмоционально неустойчивым или импульсивным и неуравновешенным. Такие дети на уроках отвлекаются, вертятся, создают много шума, это происходит для того, чтобы прийти в тонус и рабочее состояние.

Чтобы учиться было интересно, а учительница была авторитетом важно гармоничное развитие эмоциональной сферы, активность которой приходится на  возраст 3-4х лет. Именно в этом возрасте ребёнок учится понимать свои эмоции и эмоции окружающих, всё это происходит в активном общении и игровой деятельности. А так же при чтении сказок и стихов, что дополнительно создаёт основу для развития памяти и восприятия.  Забирая у трёх летнего ребёнка игру и непосредственное общение, на этапе школьного обучения мы получаем детей, которые на уроках предпочитают приносить в школу любимые игрушки и разговаривать с одноклассниками.

Ещё одна важная составляющая готового к школе ребёнка – это способность к установлению коммуникативных связей. И эта же составляющая также оказывается незрелой, если ребёнка неправильно готовили к обучению. Так как коммуникативные способности продуктивно развиваются в сюжетно-ролевых играх и в играх с правилами в возрасте 5-6 лет. Этот период как бы объединяет в себе все предыдущие, когда малыш уже научился хорошо двигаться и владеет своим телом, когда он знает какое у него настроение и что он может выиграть, а может проиграть, именно сюжетно-ролевые игры подготавливают его к принятию роли ученика. Когда этот этап пропущен или прошел с искажениями, мы наблюдаем детей – «отшельников» или детей-драчунов, то есть тех, кто не умеет общаться и взаимодействовать.

Поэтому, когда мы видим, что ребёнок умеет складывать числа, читает тексты и знает иностранные слова, это ещё не показатель того, что он готов к обучению. Важным условием из которого складывается подготовка к школе является гармоничное прохождение всех этапов развития.

Психологический центр обучения Оранжевое солнце

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Похожие материалы