Generic selectors
Exact matches only
Search in title
Search in content
Post Type Selectors

Арт-терапия с детьми: видимо невидимое

banner

Пройдите опрос и узнайте, чем Вам может помочь арт-терапия




Если Вы ответили "Да" хотя бы на один вопрос, то Вам точно подходит арт-терапия

«Ребенок всегда изображает главное. Он следует перспективе своего сердца, рисует не то, что видно, а то, что есть на самом деле».

Кристиан Бобен.

Детские психологи и педагоги, применяющие в свой профессиональной практике техники арт-терапии, отмечают их удивительную эффективность. При правильной организации процесса и профессионализме ведущего бывает достаточно одной или нескольких встреч с ребенком, чтобы увидеть существенное улучшение его состояния, снижение тревоги и появление новых, более эффективных механизмов поведения. Но за счет чего происходят такие быстрые и удивительные изменения? Понимание механизмов арт-терапевтического процесса очень важно для того, чтобы качественно и системно выстроить свою работу с ребенком или детской группой.

Безусловно, одним из важных стимулов развития ребенка является возможность свободного творческого самовыражения. В арт-терапевтической студии он получает возможность создавать уникальные, неповторимые работы: рисунки, аппликации, коллажи, скульптуры, истории или драматические постановки. Но еще важнее то, что арт-терапевтическая деятельность при помощи поддерживающего, направляющего взрослого помогает «вывести на свет», в буквальном смысле увидеть, нарисовать, вылепить свои чувства, переживания, потребности.

Известный психолог, исследователь психологического значения детской субкультуры и фольклора Мария Владимировна Осорина в своей книге «Секретный мир детей в пространстве мира взрослых» пишет, что модель мироустройства может быть доступна для восприятия ребенка только в том случае, если она «овеществлена», воплощена в виде рассказа, рисунка, вещи, поступка и т.д.

Детское рисование в раннем возрасте несет глобальную смысловую и развивающую нагрузку, являясь не способом «убить время», а графическим «языком», который отражает последовательность фаз строительства детской картины мира. Иными словами, ребенок рисует только то, что он в данный момент осознает и обдумывает, и наоборот, рисование помогает «вывести» на уровень осознания новые объекты и отношения между ними. Авторское, не по «указке» взрослого рисование ребенка является результатом огромной внутренней работы по «присваиванию» опыта, отражает его открытие конструкции мира, его личные открытия.

В книге пионера арт-терапии в России А.И. Копытина «Исцеляющее путешествие: техники аналитической арт-терапии» детское мышление названо «магическим», при котором окружающие объекты воспринимаются, как «одухотворенные, заключающие в себе некую сущность, энергию, мыслящее начало, с которым можно взаимодействовать».

Маленький ребенок является, по своей сути, «наивным язычником», верящим в то, что он может увидеть или потрогать. По этой причине словесные внушения или инструкции будут плохими помощниками в терапевтической работе с ребенком, тогда как лепка страхов или сильных эмоций, создание «талисманов», «перерисовывание» или «переигрывание» негативного опыта оказывает поистине волшебный эффект.

Этот же механизм проекции своих чувств, эмоций, переживаний на продукты своего творчества сохраняет свою эффективность и в процессе арт-терапевтической работы со взрослыми, но для детей он наиболее органичен, являясь до определенного возраста естественным способом познания и развития. Проще говоря, с детьми наилучшим образом будет работать не «говорение», а «проживание». В процессе занятий рисованием или лепкой происходит организация психических процессов и постепенный переход от примитивных форм психической деятельности к более сложным и эффективным.

Особенно важна возможность высказываться и анализировать свой опыт с помощью «графического языка» для детей, имеющих те или иные трудности вербального самовыражения – детей с РАС, с логопедическими проблемами и т.д. Появляющийся в процессе системной арт-терапевтической работы навык проговаривать свои состояния и рефлексировать их очень важен для детей с той или иной степенью алекситимии ( затруднения в передаче, словесном описании своего состояния).

Современная арт-психотерапия в своем арсенале имеет большой выбор техник и упражнений, помогающих ребенку или подростку выразить актуальные для них переживания в образах. А обязательный для большинства арт-методов процесс проговаривания своих переживаний и ощущений после выполнения упражнения (объективизация) и совместной с ведущим интерпретации результатов помогает ребенку закрепить связь между внутренней и внешней реальностью.

 

Елена Абрамова, детский психолог, арт-терапевт.

Психологический центр обучения Оранжевое солнце
  • Добавить комментарий

    Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

    Похожие материалы