Формирование звукопроизносительной речи у ребёнка

Формирование звукопроизносительной стороны речи у ребёнка – это процесс, от которого зависит дальнейшая успешная жизнь малыша. Речь и её звуковая сторона крайне важны для того, чтобы ребенок мог общаться и делиться своими мыслями и ощущениями с окружающим миром.

Произнесение звуков, составление слов и фраз позволяют не только общаться, но и узнавать новое. В процессе звукоформирования участвует сразу три вида отделов аппарата речи – дыхательный, голосообразовательный и артикуляционный. Регулирует эти процессы центральная нервная система, которая отвечает также за правильное произношение звуков: ребёнок может чётко выговаривать слова и слоги, хорошо воспринимает их на слух и может повторить.

Как правило, некоторые дети неспособны копировать речь взрослого. Происходит это из-за недостаточного развития фонематического слуха ребёнка – дети не могут различить произносимые звуки, а потом воспроизводят их искаженно.

Для того, чтобы поставить правильную речь и правильное произношение, необходимо изучить основы логопедии. Каждый специалист завет, что для образования нужного звука необходима слаженная работа языка, губ и зубов – все эти составляющие влияют на то, насколько чисто и правильно произносится звук, особенно если он сложный – свистящий, шипящий либо сонорный.

Звукопроизношение и постановка органов

Язык – это наиболее подвижный орган, который в первую очередь влияет на правильное произнесение слов. Кончик языка может касаться верхних зубов – тогда ребёнок сможет произнести букву «л», может опускаться вниз и прятаться за зубами – тогда получится произнести звуки «с» и «з». Если ребёнок не понимает, как именно ему нужно двигать языком, куда опирать его и чего касаться, то и звуки он будет произносить неправильно.

Кроме языка также важно знать, что челюсть принимает непосредственное участие в воспроизведении речи – она поднимается и опускается, изменяя объём рта, что позволяет произносить гласные звуки.

Мягкое нëбо, которое может то опускаться, то подниматься в зависимости от положения челюсти, направляет струи выдыхаемого воздуха. Если он проходит через рос – ребёнок правильно произносит носовые звуки, если через рот – ребёнок правильно произносит ротовые звуки.

Получается, что всё взаимосвязано – то, правильно ли работают органы рта, горла и носа, напрямую влияет на правильное звуковое произношение. Каждый орган должен принимать определённое положение и уметь быстро его сменять.

Если у ребёнка наблюдаются трудности в этом плане – необходимо посетить логопеда, который подскажет, как правильно произносить звуки, а также даст упражнения на артикуляционную гимнастику, что позволит развить работу органов и улучшить звукопроизношение.

Речевое развития проходит в несколько этапов:

По мере взросления расширяются и возможности ребёнка – если в первые годы жизни ребёнок был немногословен, путался в словах и звуках, то уже в три-четыре года он произносит сложные словарные конструкции, пусть и с ошибками. В пять лет ребёнок учится воспроизводить свистящие и шипящие звуки, начинает говорить с меньшим количеством ошибок.

В дошкольных период дети, как правило, уже овладевают фразовой речью, которую могут воспроизводить на слух и повторять. Кроме того, происходит освоение грамоты: ребёнок учится анализу и синтезу слов и звуков, делят слова на слоги, могут проставлять ударения.

В возрасте семи лет, если речевой аппарат развивается без отклонений, ребёнок полностью овладевает речью, может полноценно общаться.

Формирование звукопроизносительной речи у ребёнка – процесс достаточно сложный, и протекание его зависит от множества факторов: от социальной среды, от учебного заведения, от характера самого ребёнка. В норме он должен уметь хорошо воспринимать чужую речь, уметь её понимать и анализировать, а также воспроизводить. Формирование речи протекает постепенно по мере взросления, чем старше ребёнок – тем большим количеством речевых функций он овладевает. Если родители видят, что ребёнок испытывает трудности с говорением, им необходимо обратиться к логопеду за соответствующей помощью. Коррекционная работа и возможное медикаментозное лечение помогут исправить ситуацию и развить звукопроизношение у ребёнка согласно его возрасту.

 

 

 

Психологический центр обучения Оранжевое солнце
  • Обсуждение закрыто.

    Похожие материалы