Нейропсихология письма является направлением, изучающим различные поражения коры головного мозга, непосредственно влияющие на процессы письма.
Само письмо в нейропсихологии является сложным структурным психическим процессом. На мозговом уровне он осуществляется благодаря деятельности зон коры левого полушария. Каждый из участков головного мозга имеет свою функцию, отражающуюся на структуре написания, и является целостной функциональной системой, лежащей в основе письма.
Согласно принципу динамической организации ВПФ, составы функциональных звеньев способны меняться в процессе формирования – постепенно наиболее развёрнутые системы могут превращаться в свёрнутые, компоненты, раньше принимающие участие в осуществлении деятельности функций, сменяют состояние на латентное. Однако стоит сказать, что они могут стать снова действующими, если это будет необходимо. В качестве примера приведем дошкольника, который при обучении письму непременно проговаривает слова. Взрослые так не делают, однако в ситуациях, когда необходимо написать трудное незнакомое слово, люди могут проговаривать его вслух.
Какие компоненты мозга за что отвечают
Аграфия – это трудности или даже невозможность написать текст. Аграфия возникает при поражениях почти всех участков коры левого полушария. Среди них: заднелобные, нижнетеменные, височные, затылочные отделы. Каждая из вышеназванных зон отвечает за определённые условия, составляющие структуру протекания написания. Кроме зон, обеспечивающих модально-специфичные условия протекания письма, определённая роль отводится и лобным долям: они отвечают за обеспечение общей организации письма. Добрые доли позволяют программировать, регулировать, контролировать протекающую деятельность.
В случае поражения одной из областей отмечаются нарушения соответствующих компонентов процесса, определённое звено теряет свою функциональность в зависимости от местоположения поражённого участка, влияющего на нормальную деятельность процессов письма.
Проявление аграфии
Проявление различных форм нарушений письменности зависят от того, какой из участков мозга был повреждён.
Например, в детском возрасте несформированность письменных процессов имеет системный характер, но он несколько различается по специфике. У людей молодого и среднего возраста причиной системных нарушений письма являются дисфункции одного из психических процессов (зачастую – элементарного). У детей механизмы дисфункций носят комплексный характер, и касаются они не только элементарных психических процессов (среди которых и моторика, графомоторная координация, дисфункции синтеза и пр.), но и ВПФ. Это отражается на общем поведении, внимании, присутствуют признаки личностной несформированности и проблемы с абстрактным мышлением.
Методические рекомендации по коррекции
Специалисты разработали систему общих методических рекомендаций, восстанавливающих процессы письменности:
На основе вышеперечисленного можно сформулировать и необходимые требования, разработанные для восстановления письменных процессов:
Нейропсихология письма позволяет диагностировать трудности с письменностью и найти индивидуальный подход к коррекционной и развивающей деятельности. Результат – это эффективное преодоление и предотвращение невозможности или затруднений в процессе письма.
Психологический центр обучения Оранжевое солнце
Добавить комментарий