Generic selectors
Exact matches only
Search in title
Search in content
Post Type Selectors

Нейропсихология письма

banner

Нейропсихология письма является направлением, изучающим различные поражения коры головного мозга, непосредственно влияющие на процессы письма.

Само письмо в нейропсихологии является сложным структурным психическим процессом. На мозговом уровне он осуществляется благодаря деятельности зон коры левого полушария. Каждый из участков головного мозга имеет свою функцию, отражающуюся на структуре написания, и является целостной функциональной системой, лежащей в основе письма.

Согласно принципу динамической организации ВПФ, составы функциональных звеньев способны меняться в процессе формирования – постепенно наиболее развёрнутые системы могут превращаться в свёрнутые, компоненты, раньше принимающие участие в осуществлении деятельности функций, сменяют состояние на латентное. Однако стоит сказать, что они могут стать снова действующими, если это будет необходимо. В качестве примера приведем дошкольника, который при обучении письму непременно проговаривает слова. Взрослые так не делают, однако в ситуациях, когда необходимо написать трудное незнакомое слово, люди могут проговаривать его вслух.

Какие компоненты мозга за что отвечают

Аграфия – это трудности или даже невозможность написать текст. Аграфия возникает при поражениях почти всех участков коры левого полушария. Среди них: заднелобные, нижнетеменные, височные, затылочные отделы. Каждая из вышеназванных зон отвечает за определённые условия, составляющие структуру протекания написания. Кроме зон, обеспечивающих модально-специфичные условия протекания письма, определённая роль отводится и лобным долям: они отвечают за обеспечение общей организации письма. Добрые доли позволяют программировать, регулировать, контролировать протекающую деятельность.

В случае поражения одной из областей отмечаются нарушения соответствующих компонентов процесса, определённое звено теряет свою функциональность в зависимости от местоположения поражённого участка, влияющего на нормальную деятельность процессов письма.

Проявление аграфии

Проявление различных форм нарушений письменности зависят от того,  какой из участков мозга был повреждён.

Например, в детском возрасте несформированность письменных процессов имеет системный характер, но он несколько различается по специфике. У людей молодого и среднего возраста причиной системных нарушений письма являются дисфункции одного из психических процессов (зачастую – элементарного). У детей механизмы дисфункций носят комплексный характер, и касаются они не только элементарных психических процессов (среди которых и моторика, графомоторная координация, дисфункции синтеза и пр.), но и ВПФ. Это отражается на общем поведении, внимании, присутствуют признаки личностной несформированности и проблемы с абстрактным мышлением.

Методические рекомендации по коррекции

Специалисты разработали систему общих методических рекомендаций, восстанавливающих процессы письменности:

На основе вышеперечисленного можно сформулировать и необходимые требования, разработанные для восстановления письменных процессов:

Нейропсихология письма позволяет диагностировать трудности с письменностью и найти индивидуальный подход к коррекционной и развивающей деятельности. Результат – это эффективное преодоление и предотвращение невозможности или затруднений в процессе письма.

Психологический центр обучения Оранжевое солнце
  • Добавить комментарий

    Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

    Похожие материалы