Нейропсихологические упражнения для развития межполушарного взаимодействия показаны детям, которые имеют те или иные нарушения, мешающие ему как в обычной жизни, так и в учебное время. Ниже мы разберём, как определить, что полушария связаны слабо, как это изменить и на что стоит обратить внимание родителям.
На что влияет межполушарная связь
Взаимодействие двух полушарий мозга – левого и правого – необходимо для того, чтобы мозг выполнял определённые функции. Разберём подробнее: левое полушарие влияет на речевые, логические, анализаторские процессы, а также математические способности. Правое, соответственно, за то, как человек воспринимает информацию, как планирует свою деятельность, насколько он креативен и владеет ли образным мышлением.
Получается, что для правильной и слаженной мозговой деятельности необходимо, чтобы полушария работали между собой сообща. Это необходимо, потому что их связи обеспечивают правильность восприятия и обработки поступающих данных; отвечают за стабильность эмоций, пространственную координацию и пр. Несложно догадаться, что всё вышеперечисленное напрямую влияет на процесс обучения и достижение успехов в новой деятельности.
Слабое взаимодействие полушарий характеризуется тем, что одно из них берёт на себя чрезмерную нагрузку, а другое – практически не работает. Как итог, ребёнок страдает от следующих проблем: неправильно ощущает пространство вокруг, не может скоординировать свои движения, неправильно воспринимает информацию на слух, неадекватно реагирует. В таких условиях учиться невозможно, поэтому дети зачастую расстраиваются и комплексуют.
Как определить слабую связь
Родителям стоит знать, что у детей связь между полушариями мозга укрепляется постепенно и приостанавливается в период 12-15 лет. Она устанавливается поэтапно, однако в определенном возрасте на неё следует обращать особое внимание. В период 3-8 лет развитие связей происходит наиболее интенсивно, и именно этот период является самым важным, поскольку закладывается интеллектуальная составляющая. У ребёнка развиваются зрительные, слуховые, кинетические, зрительно-моторные, слухомоторные способности, а также восприятие окружающего мира.
Поэтому те или иные нарушения в поведении ребёнка можно заметить уже на начальных этапах формирования связей между полушариями. Рассмотрим подробнее признаки:
Как улучшить ситуацию
Поскольку правое и левое полушарие отвечают за различные навыки и умения, необходимо комбинировать различные виды занятий.
На улучшение связи между полушариями могут влиять занятия пальчиковой гимнастикой, логоритмикой, дидактическими играми и упражнениями, а также артикуляционная и дыхательная гимнастики, самостоятельный массаж и выполнение упражнений с прослушиванием классических музыкальных композиций.
Упражнения
1) «Кнопки для мозга». Суть задания заключается в том, что ребёнок, стоя или сидя, должен расположить ноги параллельно друг другу, немного сместив носки друг к другу, а пятки расставив врозь. Затем ребёнок кладёт одну руку на пупок, а другой рукой, используя большой и средний пальцы, массирует точки справа и слева от грудной клетки, которые располагаются между 1 и 2 ребром. Затем руки сменяются.
2) «Перекрёстный шаг» так же выполняется либо в стоячем, либо в сидячем положении. Локтём правой руки ребёнок касается левого колена, которое он приподнимает. Затем подключается другая сторона. В упражнении важно, чтобы ребёнок не торопился и чувствовал, как у него напрягаются мышцы живота.
3) «Бесконечность». Для выполнения задания ребёнку необходимо поднять руку параллельно полу, немного согнув в области локтя. Ладонь должна быть сжата в кулак, большой палец находится прямо напротив глаз. Задача ребёнка – медленно рисовать большим пальцем лежачую восьмёрку (бесконечность), при этом следя глазами за пальцем. Шея должна находиться в расслабленном состоянии, голова – не двигаться.
4) Ребёнку необходимо расположить одну ладонь на столе, после – поставить её на ребро и сжать в кулак. После этого все процедуры повторяются другой рукой и сразу двумя одновременно. На начальных этапах движения выполняются неторопливо, но постепенно скорость выполнения увеличивается.
5) Большой палец левой руки последовательно соединяется с другими пальцами на руке сначала в одну сторону, потом – обратно. Для начала упражнение выполняется на одной руке, затем – на обеих, а затем – на двух сразу.
Нейропсихологические упражнения для развития межполушарного взаимодействия могут применяться на детях школьного и дошкольного возраста – они не являются сложными и могут выполняться даже в домашних условиях. Поэтому занятия можно проводить и с родителями, вовлекая их в процесс занятий – так ребёнок не только поймёт, как правильно делать упражнения, но и почувствует поддержку от близких.
Психологический центр обучения Оранжевое солнце
Добавить комментарий